Святые страстотерпцы Борис и Глеб: подвиг братской любви

Святые братья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, воспитанные в христианском благочестии. Их удивительный подвиг — подвиг непротивления — показывает, что креститель земли Русской смог привести к вере не только вверенный  ему народ, но и своих сыновей. Святые братья стали первыми канонизированными святыми новокрещеного народа, первыми чудотворцами  и небесными молитвенниками «за новые люди христианские». И до сегодняшнего дня они очень близки нам. Русская Православная Церковь вспоминает об их подвиге несколько раз в году. 15 мая мы отмечаем перенесение святых мощей этих угодников Божиих.


Христианская юность

Древнерусские житийные свидетельства о святых братьях Борисе и Глебе (в крещении Романе и Давиде) доносят до нас живые подробности их христианского подвига, но очень немного рассказывают об их жизни. Это не удивительно: Борис и Глеб были очень молоды и ничего не успели сделать в земной жизни, кроме главного: уверовать во Христа всем сердцем своим и сделать следование заповедям центром своей жизни.

Старший из братьев — Борис — любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития угодников Божиих. Святой Глеб с раннего детства во всем подражал брату и воспринял от него стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу.

Ученые расходятся во мнении относительно того, кто был матерью святых страстотерпцев, но большинство склоняется к мысли, что ею была византийская царевна Анна, брачный союз с которой позволил князю Владимиру вступить в семью христианских монархов.

Святой князь особо выделял благочестивых младших сыновей из всех своих детей. Очевидно, что именно Бориса он видел своим прямым наследником и продолжателем дела религиозного просвещения Руси. Не случайно в 1015 году князь Владимир, понимая, что дни его сочтены, вызвал Бориса к себе. Однако как только юноша прибыл в Киев, стало известно о том, что на столицу готовится масштабное нападение печенегов, и сын вынужден был покинуть отца, чтобы противостать набегу опасного противника.
Читать далее Святые страстотерпцы Борис и Глеб: подвиг братской любви

(101)

День Ангела: «Святые Борис и Глеб»

video_prav15 мая  Церковь празднует память святых князей Бориса и Глеба. Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь.

Об обстоятельствах их жизни и смерти спорят до сих пор. Почему князья стали жертвами борьбы за престол, на который не претендовали? Кто из старших братьев был заказчиком их убийства? Почему они не пытались спастись?

Первое журналистское расследование о жизни первых русских святых Бориса и Глеба в авторском фильме Юлии Варенцовой из цикла День Ангела.


sob6


   Путь и Истина и Жизнь


(135)

Проповедь священника Иоанна Павлова: Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Проповедь священника Иоанна Павлова

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Как нам известно из истории, святой князь Владимир, креститель Руси, приняв христианство, совершенно изменил свою жизнь: из дикого необузданного язычника он стал праведником и подвижником. Сам обретя путь истины, он, конечно, приложил все усилия к тому, чтобы и своих детей воспитать в христианской вере и благочестии. У князя Владимира было двенадцать сыновей от разных жен. Из них самыми любимыми были Борис и Глеб. Они больше других своих братьев преуспевали в христианской жизни и были в этом единодушны со своим отцом. Летопись сообщает, что Борис и Глеб с детства любили читать жития святых мучеников и пламенно желали им подражать, – желали, как и они, пострадать за Христа. Святые братья даже молились и просили Бога об этом. Как видно, Господь не забыл этой их детской молитвы…

История святых Бориса и Глеба всем известна: после смерти князя Владимира один из его сыновей – Святополк, прозванный в народе «окаянным», захватил власть в Киеве и начал убивать своих братьев, которых считал конкурентами в борьбе за престол. Хотя Святополк был старшим сыном, князь Владимир не хотел видеть его правителем Руси, так как тот запятнал себя переходом в латинскую веру и предательским бунтом против отца. Князь Владимир по-христиански простил тогда сына и даже дал ему княжеский удел, но преемником своим он хотел видеть Бориса, а не Святополка. Также не любили Святополка народ и дружина.

Весть о смерти отца застала Бориса, когда тот во главе большого войска возвращался из похода против печенегов. Князю также сообщили, что Святополк занял престол в Киеве и замышляет его убить. Воеводы и дружина, бывшие с Борисом, предлагали ему идти на Киев и силой взять власть. Для этого у Бориса были все условия – большое войско, закаленное в боях, полностью бывшее на его стороне, а также поддержка и любовь киевлян и народа. Святополк же не имел ни того ни другого. Борьба и война за власть, даже и с ближайшими родственниками, были в ту эпоху обычным делом и не считались слишком большим грехом. Поэтому по человеческой логике, по естественному рассуждению единственным правильным решением было идти войной против Святополка. К этому и пытались склонить Бориса его мудрые воеводы и дружинники.
Читать далее Проповедь священника Иоанна Павлова: Святые страстотерпцы Борис и Глеб

(683)

Память святых страстотерпцев Бориса и Глеба (подборка материалов)

imagesПервыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного Императора Николая II и его семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе. По словам митрополита Ювеналия, «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».


bandg

Дни памяти: Май 2 (Перенесение мощей святых страстотерпцев), Июль 24, Сентябрь 5


razd001

Azbuka_Pravoslaviya_S

вятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Читать дальше

(635)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святитель Афанасий Великий

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Св. Афанасий Великий

(О том, как православным относиться к еретикам)

I.

Св. Афанасий великий, ныне прославляемый, родом из Александрии, был наставлен в мирской и в христианской мудрости и потому еще в сане диакона, бывши на 1-м вселенском соборе, явил в себе ревнителя православия и сильного обличителя еретиков. Возведенный 28-ми лет в епископы Александрии, он всю жизнь провел в борьбе с арианами! Когда основатель ереси, Арий, сосланный в заточение по определению 1 го вселенского собора, был по просьбе сильных лиц возвращен из ссылки и многими церквами принят в общение, тогда один Афанасий не хотел принять еретика. «Еретики, вооружающиеся против Христа Спасителя, не имеют ничего общаго с истинными чадами церкви Христовой», писал св. Афанасий императору Константину. Озлобленные ариане оклеветали Афанасия пред императором Константином Великим, будто Афанасий обременял народ тяжкими налогами, сносился с врагами империи, убил епископа Арсения и отрубленною его рукой чародействовал. Осужденный, по клеветам врагов, Афанасий должен был скрываться в дальния страны, а оставленная им паства, всегда горячо любившая его, терпела от насилия еретиков. Только к концу жизни он возвратился в Александрию и мирно прожил до смерти, случившейся в 373 г. по Р. X.

За свои сочинения о христианских истинах и за ревность к православию Афанасий называется «отцом православия».

II.

Мы видели, братия, как относился к еретикам такой столп православия, как св. Афанасий Великий: он не желал иметь с ними никакого общения. Подражая сему учителю веры и борцу за православие, и мы должны во всех своих отношениях с еретиками, а также раскольниками и сектантами, наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться их по истине душеубийственным учением.

Посмотрим, как относились к еретикам другия святые, как говорят об этом церковныя правила; укажем и на то, можно ли читать еретические сочинения.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святитель Афанасий Великий

(42)

Поздравления к православным праздникам

pozdr

Портал Православие и Мир:
                                                                                                                                                    

Поздравления с Рождеством Христовым

Поздравления с Пасхой: в письме, в стихах, по СМС

Поздравления с Рождеством Христовым в 2015 году

Поздравления с Новым годом в стихах, СМС

Поздравления с Днем Ангела

Поздравления с Новым годом

Поздравления с крестинами: поздравления в стихах и смс

Поздравления с венчанием: как можно поздравить молодоженов

Пасхальные поздравления в стихах

  Читать дальше

(1073)

Пасха на Святой Горе Афон (видеофильм)

video_pravРежиссер: А. Папастефану / A. Παπαστεφaνου
Греция, 2008

«Пасха на Святой Горе Афон» («Πaσχα στο Aγιο Oρος«) — фильм рассказывает о праздновании Святой Пасхи на Афоне…


sob6


    Pravoslavie


(62)

Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау: Церковь призывает нас воскреснуть вместе с Господом

imagesВ удушающей атмосфере современного материалистического тупика, после кромешной тьмы и святой скорби и недоумения перед лицом Cтрастей Господних, в день Светлой Пасхи Христовой мы всей Церковью переживаем радость Воскресения Господня, славу Воскресшего, избавление воскрешенных.  Именно в этом свет и сияние этого Праздника.


Как богословски точно, торжественно и поэтично проповедует Иосиф Вриенний в своем слове «На Светлый Праздник»: «Пасха – переход от мрака к свету; Пасха – исхождение из ада на землю; Пасха – восхождение от земли к небесному; Пасха – переход от смерти к жизни».

Пасха – это переход из смерти безверия в жизнь веры, из смерти неправедности в жизнь справедливости, из смерти греха в жизнь святости, из смерти лжи в жизнь истины, из смерти бренности в жизнь вечности, из смерти мирового отчаяния в жизнь Божественной надежды, из смерти человеческой слабости в жизнь благодати, из смерти отчуждения от Бога в жизнь приобщения к Нему.

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – пишет апостол Павел Коринфянам (1 Кор. 15: 14). Если Христос не воскрес, тогда и слово наше, и вера наша не имеют ни смысла, ни содержания. И потому те, кто хотят умалить Церковную проповедь, на протяжении веков с неистощимым упорством пытаются разрушить веру нашу в истинность события Воскресения Господня. Читать далее Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау: Церковь призывает нас воскреснуть вместе с Господом

(100)

Преподобный Герасим Болдинский

Преподобный Герасим Болдинский

Дни памяти: 1 мая, 7 июля (обретение мощей)

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем как о строгом подвижнике стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

Земная слава тяготила подвижника, и после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.
Читать далее Преподобный Герасим Болдинский

(13)

Надежда Дмитриева: ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» (+проповедь)

Надежда Дмитриева

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере…

Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм.
Читать далее Надежда Дмитриева: ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» (+проповедь)

(315)

Перейти к верхней панели