Читатель FishingSib
Активность в этом году
СузунЧто отвечать на пожелание «Ни хвоста, ни чешуи»?
Готов поспорить, что многие так и не знают, что отвечать на такое пожелание. Кто-то бубнит себе под нос «угу», кто-то говорит «спасибо», а многие традиционно приравнивают это пожелание к «Ни пуха, ни пера» и попросту посылают к черту в ответ. Это как с поговоркой «Ни гвоздя, ни жезла»! Откуда она пошла, что она значит, и как правильно на нее отвечать... Мало кто это знает...
Давайте разберемся, как на самом деле нужно отвечать и что означает НХНЧ, и что это значит?. Все, что я напишу ниже не является единственной правдой, я просто постараюсь описать несколько вариантов, которые узнал в сети, достал несколько седовласых рыбаков и поспрашивал у товарищей. Итак, приступим.
Что означает НХНЧ? Выражение «ни пуха, ни пера» адресовано на Руси было охотникам, и говорили это не жены и друзья охотника перед тем, как те отправлялись на охоту, а охотники говорили друг другу, когда приближались к лесу. Значение поговорки «Ни хвоста ни чешуи» - чтобы Леший не строил охотникам козни, не прятал добычу, нужно было отвечать «Да ну тебя к лешему, я по грибы!». Потом традиционно нужно было попросить прощения друг у друга. Та же песня и с рыбалкой, только на «Ни хвоста, ни чешуи» нужно было дать ответ «К водяному тебя, я купаться иду!». И так же попросить прощения.
Поскольку среди нас, господа хорошие язычников почти не осталось, всю нечисть мы условно называем чертовщиной. Вот по этому-то и стало простым обыкновением посылать не к водяному или лешему, а просто к черту.
Делаем вывод из всего, что написано выше. Отвечать на пожелание «Ни хвоста, ни чешуи» можно так же, как и на «Ни пуха, ни пера» - «К ЧЕРТУ!».
Первая версия была собрана из нескольких ответов на мой вопрос рыбаками. А вот вариант, который я нашел на просторах сети интернет. Несколько раз мне встречался вариант, когда люди говорили о том же, что и выше – нужно громко у реки пожелать «Ни хвоста, ни чешуи», чтобы водяной понял, что охранять рыбу ему не нужно. И человек, которые желает, должен был говорить это громко, чтобы водяной слышал, что у рыбы есть защитник на берегу, который не хочет, чтобы ни одна рыбка не была поймана. Таким «желальщикам» нужно отвечать грубовато: «Утопни, я купаться лишь иду». И так же, как и в первом варианте – извиниться.
Решайте, господа хорошие, как отвечать на такое пожелание, но меня серьезно этот вопрос мучил несколько лет. Теперь я понимаю «откуда растут ноги» и как нужно отвечать. Всем, кто прочел мою небольшую зарисовку о приметах, я хочу пожелать хорошего сезона, сумасшедшего клёва, великих трофеев, замечательной погоды и… НИ ХВОСТА, НИ ЧЕШУИ!
НХНЧ - что это? Каково значение поговорки?
Вообще, если говорить серьезным языком, то данное выражение является синонимом по смыслу выражения – ни пуха, ни пера. То есть если рыбак желает отличного клева своему товарищу, то он просто обязан выразить словами - обратное. Да, да, именно обратное! И тогда, духи рыбалки должны сжалиться над тем, кому это говорят, и сделать так, чтобы рыбак домой пришел и с хвостом, и с чешуей. Именно так работает эта поговорка. А вот верить в ее эффективность или нет - дело каждого.
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаПоимпровизировал, так прям анекдот получился:
Проститутка собирается на панель, её подружка напутствует: "Ни дать, ни взять!"
Та ей и отвечает: "Иди ты на..., прости Господи!"
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаLESHIY71,
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Встретились на берегу рыбаки и охотники. Попили чайку, поговорили, время прощаться.
Рыбаки - охотникам: "Ну, ни пуха, ни пера!"
Охотники (задумавшись):"Ну и вам тоже рыбы хрен поймать"!
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Новосибирск🙂 ... к водянному тебя, я по грибы! Ну и это, извините оба, если ЧЁ!
Читатель FishingSib
Активность в этом году
НовосибирскИнтересно, что надо желать грибникам?
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаЧот никогда не заморачивался этим... Просто говорю: "Иди ты на ..., прости Господи!"
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаBooster, И грибникам так же
Ну да, это же ответ, а посыл, думаю такой должен быть: "Ни поганки тебе, ни сыроежки!"
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Новосибирскkvs, как вариант: "ни ножки, нишляПки" 🙂
Читатель FishingSib
Активность в этом году
БердскХод мыслей понятен. Коллегу-водителя, пожелавшего: "Ни гвоздя, ни жезла!", будем посылать к министру МВД.
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаTestmaker, и туда же "... ни червячка!"
Читатель FishingSib
Активность в этом году
НовосибирскBooster, ни клеща,ни подсереневика.
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Новосибирскаха вот так вот и скажешь что пошел к водяному ... так водяной и вправду тебя заберет ))))))))))))))))))))
Читатель FishingSib
Активность в этом году
НовосибирскА я вот что в инете вычитал , ни хвоста - так говорили чтобы рыба не срывалась с крючка и на прощанье хвостом не махала ,а ни чешуи - это когда сети проверяли рыба не уходила и оставалась чешуя
Читатель FishingSib
Активность в этом году
АнапаDmitriy81, забавно, а как в ответ посылали?
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Новосибирскя обычно посылаю к чертям собачьим ... или говорю не твое дело ))))))))))))))))))))))))))))))
Читатель FishingSib
Активность в этом году
Новосибирскkvs, по всей видимости никак ,поскольку пожелание хорошее
Читатель FishingSib
Активность в этом году
СузунУх! Столько времени спустя я вернулся!
Читатель FishingSib
Активность в этом году
НовосибирскОхотник встретил рыбака на берегу. Ну пообщались немного, охотник пошел, а рыбак вслед НИ ПУХА НИ ПЕРА.
Охотник разворачивается, и со словами НИ ЧЕРВЯКОВ ТЕБЕ И НЕ РЫБЫ стреляет дуплетом по банке с червями.
Читатель FishingSib
Активность в этом году
НовосибирскЧитатель FishingSib
Активность в этом году
СузунВойти
Войти
1888-90
Константин Плахов
«Выпьем, други на крови!»
(Русская охотничья песня)
В истории человеческой цивилизации охота была самой древней профессией, дававшей людям все необходимое - пищу, одежду, инструменты, жилище. Более того, охота была образом жизни первобытных племен. Именно она помогла людям преодолеть морозы ледниковых периодов, но, правда, ценой истребления таких видов зверей как мамонт, шерстистый носорог, гигантский олень, пещерный медведь. Очень многие современные охотничьи обычаи и приметы восходят к глубокой древности, к временам язычества. При этом некоторые из них дошли до нас почти в неизменном виде, другие – в преображенном или искаженном, третьи возникли сравнительно недавно, а четвертые – причудливо переплелись с православными традициями.
Russian hunter in Volga mouth, Paris, 1867
Несмотря на уже более чем тысячелетнюю историю православия на Руси, языческие традиции оказались чрезвычайно живучими, народ сохранил их порой почти в неизменном виде, порой трансформировал в причудливый сплав культур и времен. Кто сейчас, например, справляя Масленицу, вспоминает, что это не просто проводы зимы, а сложный обряд, где с одной стороны, приветствуется торжество Жизни над смертью (сжигание чучела Мораны), а с другой – славится Солнце (Даждьбог), символом которого служат знаменитые блины. А древняя традиция поминок, когда застольем и весельем, опять-таки, достигался двойной эффект: как бы говорили щурам (предкам), что их не забывают, а смерти противопоставляли Жизнь. Как усмотреть в Георгии – Победоносце, который, кстати, является символом Москвы, языческого Перуна, на крылатом коне сошедшегося в смертельной схватке со змеем – Волосом? И многие другие обычаи, которым мы просто следуем, не задумываясь об их языческом происхождении.
Как у народов и племен, живших на побережьях морей и океанов, всё строилось вокруг моря и рыбной ловли, так у народностей и племен, союзы которых дали основу русского народа, именно охота и земледелие имеют наиболее прочные и глубокие корни. В центре охотничьих и иных традиций древних восточных славян, лежали представления о самом мироздании: Великая Мать Жива посадила Мировое Дерево, раскидистый дуб, который ветвями своими, воздетыми высоко в небо, и корнями, проникшими глубоко, объединил Землю и Небо в единое целое. Великое Древо проникло до седьмого неба и накрыло его своей вершиной. Само же седьмое небо стало дном для небесной воды. На нем родился остров, именуемый ирием (Буяном) где стали жить все прародители земных животных – зверей, птиц, рыб, ящериц, лягушек, змей и всех остальных. Отсюда они сходят на землю, когда наступает их черед родиться. Сюда же наши птицы улетают осенью, когда приходят холода и бог Ярило закрывает серебряными ключами вход с тем, чтобы по весне выпустить всех обратно. От любви Земли и Неба родились боги Любви - Род (Любовь Мужская) и Лада (Любовь Женская). У Лады, потом, родилась дочь – Леля, которую, вместе с матерью стали звать Рожаницами, так как они давали Жизнь всему сущему. Зверь, птица или рыба, пойманные и избавленные охотниками или рыболовами от шкур и плоти, уходят в ирий. Там их встречает старший в роду, и они докладывают ему, следовал ли охотник (рыболов) Правде Лесной, не мучил ли он их понапрасну, повинился ли он их душам, покинувшим тело, поблагодарил ли их по чести. Хорошо если охотник выполнил все необходимые формальности, тогда Мать и Дочь Рожаницы – Лада и Леля быстро сошьют зверю новую шубку, скроят птице оперение или оденут рыбу в чешую и позволят им вновь родиться в норе, гнезде или в воде и продолжить род свой дальнейшим воплощением.
В период язычества, который, к слову сказать, длился в истории народов Руси намного дольше, чем православие, поведение человека в лесу, на охоте и рыбной ловле регламентировалось достаточно жестко. Для сравнения: современное православие вообще никак не обозначает своего отношения к охоте, в отличие, например, от ислама. Своеобразный свод этих правил именовался «Лесной Правдой». «Правдами» тогда называли любые законы, отсюда и выражение: «Не по Правде живешь» (живешь не по закону). Согласно этим предписаниям, Человек, пришедший в лес, к реке, озеру, или роднику должен был приветствовать их союз с Великой Матерью, поклониться, оставить подношение. Как у самостоятельных созданий, надлежало спросить у них разрешение на охоту или рыбалку. Добывать зверя, птицу или рыбу следовало только для пропитания или на продажу, и такими способами, которые бы сводили к минимуму страдания животных. До наших дней сохранились некоторые из заповедей той Правды: «Убитого зверя не держи в поле - будет худо», «Живую рыбу домой носить – не станет ловиться», «С корня лес не валяй, а валежник собирай».
Kubanskaj ohota, the Grand duke Sergei Mikhailovich and Aleksandr Mikhailovich, grandchildren of Russian emperor Nikolay I. have hunted down bisons
После успешной охоты или рыбалки следовало отблагодарить души животных, отвести от себя их гнев за преждевременно оборванные жизни. При этом чтобы облегчить и ускорить возвращение животных в новом обличье на Землю, требовалось хоть что-либо из добытого оставить на месте. Кусочек ли шкурки зверя, несколько перьев от птицы нужно было положить рядом с краюшкой хлеба под приметным деревом в лесу, рыбьи внутренности надлежало обязательно бросить обратно в реку. Горе, если нерадивый охотник или рыболов не будут чтить Лесную Правду – тогда удача покинет их, а угодья оскудеют зверем и птицей, водоемы обеднеют рыбой. За этим бдительно следили своеобразные и довольно сложные существа: Лесовик (Леший) – в лесу, а Водяной – в озере или на реке. В современное время, к сожалению, эти традиции преломились в элементарные попойки – по приезду на охоту (рыбалку) и в честь добытой дичи, если, конечно, жестокое похмелье не помешает успешной охоте или рыбалке. А ведь предупреждали предки: «С пьянством спознаться – с охотой расстаться!», так же как и много позднее: «Запах табака зверь чует издалека».
Чтобы не спугнуть удачу, зверей нельзя было именовать прямыми названиями: медведь, волк, лисица, заяц. Вместо них употреблялись различные иносказания: Хозяин, Серый (кум), Рыжая (кумушка), косой и т.п. И даже их следы – не просто следы, а нарыск (лисий), малик (заячий) и только волчий – след. Для охотника и рыболова существовала целая масса примет, помогавших предугадывать погоду или избегать сглаза, обманывать неудачу. Отсюда и традиционное пожелание: «Ни пуха, ни пера!». Интересно, что просто взять отказаться от охоты человек не в состоянии, это слишком глубоко в нас заложено: «Охота – пуще неволи». Не зря домашние приговаривали: «Охотник – человек пропащий, рыбак – сгинувший». Встретить по пути на охоту или рыбалку женщину с пустыми ведрами, кошку, лисицу, зайца, белку, вернуться с пути назад, оступиться на левую ногу, услышать по дороге карканье вороны или кукование кукушки до еды, чешется перед охотой левый глаз или левая ладонь и пр. – удачи не будет. С другой стороны – помыться в бане накануне охоты, встретить похоронную процессию, женщину с полными ведрами, волка, медведя, найти подкову, чешется перед охотой правый глаз или правая ладонь, услышать крик сойки справа и т.д. – к успеху. Чтобы приманить удачу, нож, стрелы или рогатину следовало вымазать в крови убитого зверя. На сеть или невод нельзя было наступать – рыба не будет ловиться…
Hunt english pointer by Stepanov, 1888-90
Одна из самых серьезных охотничьих примет: встретишь, отправляясь на охоту, попа или монаха - удачи не будет. Она пошла со времен Крещения Руси, которое было далеко не таким безоблачным и всеобщим, как уверяют историки церкви в последние годы. Огнем и мечом крестил соотчичей Князь Владимир. Тех, кто осмеливался сохранять веру предков, казнили, а их имущество отдавали доносителю. Разумеется, что охотник, отправившийся в лес, оказывался в очень сложном положении: начнешь прятаться, убегать или станешь исполнять Лесную Правду – сам себя выдал, значит – язычник. Не по Правде же охотиться – удачи не будет, обидятся лес и зверье. Охотник был для священнослужителей лакомым кусочком. Достаточно было малейшего подозрения, чтобы донести на него князю или воеводе, погубить самого охотника и его семью, да еще и нажиться на этом, заграбастав имущество - чем не занятие. И так хорошо они это делали, что и тысячу лет спустя в памяти народной отложилось: худшей из примет для охотника остается встреча со священнослужителями, после которой в это день лучше уже не стоит идти ни на какую охоту.
Охотники и рыболовы – люди достаточно суеверные, но что такое суеверья, как не языческие обереги и традиции. Например: «Не ставь котел, пока зайца не нашел», «Не дели шкуру неубитого медведя», «Не убив зверя, шкуру не снимай», «Впереди невода рыбку не лови»… И все это для того, чтобы не отпугнуть удачу, чтобы добиться успеха. К тому же существовали и разнообразные заговоры*. Например, заговор на удачную ловлю зверей:
«Встану я, раб такой-то, благословясь и перекрестясь, чистой водой умоюсь, шитым бранным полотеничком утрусь, пойду из избы, с отцом прощусь, с матерью благословлюсь. Пойду из избы в двери, из дверей в сени, из сеней на крылечко, с крылечка по лестнице в чистое поле, в твердые заводы, в восточную сторону, во темные леса, под ясную зорю, под красное солнце, под светлый месяц, под частые звезды! Ясной зорей оденусь, красным солнцем опояшусь, частыми звездами опотычусь; пойду я раб такой-то, со своим железным кляпцом в темные леса в восточную сторону, в чистое поле, а в том чистом поле лежит бел-горюч камень; стану я, раб такой-то, к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь. Пособите и помогите вы мне, рабу такому-то, за охотою ходити, белых и серых зайцев ловити; куниц и лисиц, и серых волков, дорогих зверей рысей загоняти и залучати, чтобы бежали по своей ступи и по своей тропе, безопасно, на сторону не отмятывались и взад не ворочались. И сохраните меня, раба такого-то, с моим железным кляпцом, от урока и призора, от стрешника и поперешника, от колдуна, и от ведуна, и от поветра, от двоезубых и троезубых, от двоеженных и троеженных, от кривых и слепых, от русоволосых, и беловолосых, и черноволосых, и от пустоволосых, от девки и от парня, чтобы им меня не испорчивать. Поставьте около меня три тына – тын железный, а другой медный, третий булатный; замки замкнитесь, отнеситесь, ключи и замки; чтобы эти ключи лежали там безопасно, как к ели хвоя, так к кляпцам железо! А мне, рабу такому-то, скок крепок и жесток! В синем море синий камень, в черном море черный камень, в белом море белый камень. Сей мой заговор».
с. 1920
Заговор на поставных клетях на зайцев: «Встаю я, раб такой-то, умываюсь ни бело, ни черно, утираюсь ни сухо, ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему, а из леса дремучего бегут ко мне навстречу двадцать сатанаилов, двадцать дьявоилов, двадцать леших, двадцать полканов** – все пешие, все конные, все черные, все белые, все высокие, все низкие, все страшные, все робкие; стали передо мною те сатанаилы, дьявоилы, лешие и полканы, стали на мою услугу и подмогу. Подите вы сатанаилы, дьявоилы, лешие и полканы в – такой-то остров, пригоните русаков и беляков на мои клевы поставные: сумеречные, вечерние, ночные, утренние и полуденные. Пригоните, остановите и в моих клетях примкните».
The Hunting Party, by Jaroslav Fr. Julius Vesin (1860-1915)
Tying Up The Game, by Jaroslav Friedrich Julius Vesin (1859-1915)
After The Hunt, by Jaroslav Friedrich Julius Vesin (1860-1915)
Или заговор охотника на уток, гусей, тетеревей: «На море на Окиане, на острове Буяне, на зеленой осоке сидит птица, всем птицам старшая и большая, а держит она грамоту неписанную, и велит она всем птицам слетатися на такие-то озера и болота, и велит всем птицам сидеть от утра до вечера, от утренней до вечерней зори, от ночи до полуночи. Заговариваю я, раб такой-то, уток, гусей, тетеревей, всякую птицу ведомую и неведомую сидеть несходно по мой приход, по мое крепкое слово, во веки нерушимо».
Можно еще было воспользоваться помощью волхва. Например, соберет он в Петровки, во время вечерней росы, травку колюку, засушит, сохранит в коровьем пузыре и отдаст охотнику, разумеется, по особому расположению. Лук или ружье, окуренные этой травой, стреляют метко: ни одна птица не ускользнет от их выстрелов. И уже не страшен будет злой кудесник, не заговорит он на промах сие оружие никаким заговором. Можно у чародея взять и траву адамову голову. Собирает он ее в Иванов день, хранит скрытно до великого четверга. Ее сила простирается на диких уток – окурить ею все снаряды и будешь с большой добычей.
Bear Hunt with laika by Korovin, 1888-90
Хотя, с другой стороны, плохому охотнику или рыболову никакая даже самая хорошая примета не поможет, разве что «В мутной воде и не рыбак рыбу ловит». В конце концов «Болтуна видать по слову, охотника и рыбака – по улову». Ведь известно, что «На ловца и зверь бежит», «У опытного охотника глаз остер, ум хитер, отличный слух, тончайший нюх». Конечно, все эти ухищрения и заговоры хороши, но при этом не мешает помнить, что охота и рыбная ловля это не забава, а тяжелый труд: «У всякой охоты разные заботы», «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Плохо поищешь – зверя не сыщешь», «Как на охоте потопаешь, так и дичи полопаешь».
А самое главное – древние традиции помогали человеку чувствовать свое единение с природой, быть ей не врагом, не «царем» или «покорителем», а ее частью, жить в гармонии с окружающим миром и не вредить ему, а рачительно использовать его богатства. «В лесу жить – голодному не быть», «В лесу и обжорный ряд, и пушнина, и курятная лавочка», «В лесу угодье, в степи – простор», «Зверь жив ельничком да осинничком», «Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта накормит». В качестве мер по сохранению дичи существовали заповедные места, где охота не допускалась, как правило – священные рощи или участки леса. Считалась также недопустимой охота или рыбалка в весенне-летнее время - в период размножения: «Зверя бьют – поры ждут», «Пришел май – рыбки не замай». Очень важным было бережно относиться к природным ресурсам, получив их от предков, использовать рачительно и передать потомкам не оскудевшими: «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади», «Не подымай на лес руку, он послужит сыну и внуку». Эти заповеди не потеряли своей актуальности и сегодня, ведь «Любишь охотиться, люби и о дичи заботиться». В конце концов «Охотничье хозяйство вести – не бородой трясти!».
* Тексты заговоров и чародейств – из собрания И.П.Сахарова «Сказания русского народа», СПб., 1885.
** Полканами на Руси встарь называли кентавров.
Здесь – коллекция коротких пожеланий охотнику перед охотой (не в стихах).
Каждая фраза из списка представляет собой самодостаточное (полное и законченное) пожелание. Не требуется зачитывать весь список, просто выберите из него наиболее понравившуюся (подходящую) фразу.
• Ни пуха, ни пера.
• Ни лапы, ни хвоста (аналог выражения «ни пуха, ни пера»).
• Пусть твоя утка четко, вовремя взлетает.
• Пусть ветер дует в нужную для тебя сторону.
• Сухого тебе пороха.
• Пусть ружье будет метким, глаз – острым, рука – твердой, а терпение – неиссякаемым.
• Хвали добычу когда добыл.
• Будь везучим!
• Результативного тебе дня.
• Твердой тебе руки.
• Крупной тебе добычи.
• Да не покинет тебя безмятежность и спокойствие даже при встрече с медведем.
• Пусть день будет запоминающимся.
• Красивых тебе трофеев.
• Да пребудет с тобой сила (удача).
• Пусть все усилия будут ненапрасными.
• Пусть тебе повезет стать лучшим среди равных (эти слова актуальны перед групповой охотой).
• Пусть любая твоя цель будет достигнута и настигнута.
• Удачной охоты.
• Пусть сегодня повезет тебе, а не дичи.
• Независимо от результатов сегодняшнего промысла, пусть у тебя останутся яркие воспоминания.
• Пусть твоя добыча бегает быстро… иначе это – не добыча.
• Пусть твоя дичь не окажется умнее тебя.
• Пусть добрые надежды оправдаются.
• Пусть зверь на тебя бежит только тогда, когда ты готов к этому.
• Пусть твоя охота не превратится в обычную поимку.
• Главное, сам не стань дичью.
• Желаю сложной охоты, только после такой победа – слаще.
• Говорят, плохой охотник преследует, а хороший – ждет… Поэтому я пожелаю тебе неиссякаемой выдержки и терпения.
• Пусть твоя охотничья биография пополнится еще одной славной страницей.
• Пусть в соревнованиях с хитрым зверем победа будет на твоей стороне.
• Пусть твоя охотничья судьба будет завидной, яркой и плодотворной.
• Пусть усилия будут – ненапрасными, а терпение – щедро вознагражденным.
• Пусть твоя добыча не умрет со смеху.
• Вернись живым и здоровым, а с трофеем или нет – неважно.
• Привези не дичь, а хорошее настроение.
• Пусть тебе удастся найти то, что ты ищешь.
• Пусть тебя не испугает никакая неожиданность.
• Пусть счастливая охотничья Звезда вернет тебя домой в целости и сохранности.
• Пусть сегодня у тебя появится еще один повод для гордости собой и причина для счастья.
• Всяческих тебе побед.
• Даже если охота не принесет тебе трофеев, пусть она принесет тебе радость.
• Пусть лес подарит щедрую добычу.
• Пусть все преграды на твоей тропе будут легко преодолимы.
• Не рискуй напрасно. А если решил рискнуть, желаю, чтобы добыча этого заслуживала.
• Желаю удовлетворить свои амбиции.
• Пусть не изменит тебе хладнокровие, даже если охота будет азартной.
• Пусть твоя добыча никуда от тебя не денется.
• Независимо от качества, количества и величины трофеев, пусть охота сделает тебя счастливым.
• Да не постигнет тебя разочарование!
• Да пребудет с тобой прозорливость, интуиция и смекалка, чтобы даже самый коварный зверь не перехитрил тебя.
• Пусть трофеи твои будут такими же значительными, как твой охотничий талант, ловкость, мудрость и опыт.
• Пусть не нападет на тебя столбняк в самый ответственный момент.
• Пусть охота даст тебе все, что ты от нее ожидаешь.
• Пусть сегодня все сложится как надо.
• Если что-то не получилось, это еще не значит, что тебе не повезло. Поэтому желаю, чтобы тебя не расстраивали мелкие неудачи.
• Пусть охота всегда предоставляет тебе возможности реализовать свои таланты и способности.
• Оптимизма и выносливости тебе.
• Независимо от результатов сегодняшнего дня, пусть он зарядит тебя энергией на год вперед.
• Пусть тебе удастся стать самым опытным и метким мастером своего дела.
• Пусть зрение будет острым, слух – тонким, терпение – бесконечным, а рука – твердой.
• Пусть желания твоей дичи совпадают с твоими желаниями.
• Пусть выстрелы будут без осечек.
• Пусть дурные предзнаменования никогда не сбываются для тебя.
• Пусть удача будет такой же качественной, как твое снаряжение.
• Когда ты остаешься с природой наедине и с оружием в руках, совесть помогает поведению оставаться правильным… Поэтому желаю тебе чистой совести, ясного разума и здравомыслия.
• Пусть твой охотничий гений поможет найти дичь даже в пустом лесу, разжечь костер даже в воде, видеть даже с закрытыми глазами, и выстрелить, даже когда закончились патроны.
• Пусть случится только то, на что ты рассчитывал.
• Пусть сегодняшний поход бесследно поглотит все предыдущие невзгоды и огорчения.
• Пусть всякая твоя цель будет отчетливо видна.
• Пусть радость после удачи будет не только большой, но и – долгой.
• Пусть твоя совесть перед природой и охотничьим братством будет чиста по завершении охоты.
• Пусть тебе попадается только та дичь, которая после осечки даст тебе время огорчиться.
• Пусть сегодня никто не исчезнет с прицела.
• Пусть каждый твой поход открывает перед тобой новые возможности, и пусть все они будут – блестящими.
• Пусть твои рекорды никто не сможет побить.
• Пусть твое сафари не превратится в пустое истребление всего живого.
• Ярких тебе впечатлений, захватывающих событий и благополучного возвращения.
Как стать охотником в лесу /Чтобы на охоте везло / Заговор для удачной охоты на зверя и птицу
12+
6 месяцев назад
В топ
ПоделитьсяСмотреть позжеПоказать большеПожелание охотнику перед охотой
С началом осенне-зимнего охотничьего сезона природоохранные учреждения ведут борьбу с незаконной охотой и принимают меры для защиты животных.
На сегодня в области официально зарегистрированы 7 000 охотников. Из них чуть больше половины занимаются охотой регулярно. Сезон открывается поэтапно, на каждый вид животного — свое время. Например, с первой субботы сентября — охота на гусей, уток, куропаток, тетеревов, барсуков и кабанов. С 20 сентября — на косуль; он продлится до конца декабря. На пушных зверей — зайцев, лис, корсаков — сезон начнется 1 ноября и продлится до 15 февраля следующего года.
У современного охотника есть все возможности охотиться без препятствий. Охота разрешена в специальных охотничьих хозяйствах, которые занимаются разведением дичи и сохранением стабильного числа особей той или иной популяции. В области 37 таких хозяйств. Они занимаются выдачей разрешающих путевок для добычи зверя на своей территории. Однако есть много нелегальной охоты.
— Чаще всего у них отсутствуют необходимые разрешающие документы — удостоверение охотника, разрешение на оружие и путевка в хозяйство. Удостоверение выдается сроком на 10 лет. При этом гражданин платит государственную пошлину и проходит ежегодную регистрацию. Необходимо иметь разрешение органов внутренних дел на оружие. В зависимости от стажа охотник может использовать гладкоствольное или нарезное оружие. Перед началом охоты нужно приобрести путевку и лицензию для охоты на крупного зверя, — сообщил заместитель руководителя территориальной инспекции Комитета лесного хозяйства и животного мира Ануарбек Бермагамбетов.
Предотвратить незаконный отстрел животных призвана егерская служба. Участковые инспектора полиции оказывают егерям содействие в контроле по соблюдению правил охоты и рыболовства. Для этого полицией с 5 по 25 октября проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Браконьер». В это время полиция совместно с егерями патрулирует определенные территории.
Нина ГРУЗИНОВА
Дрессировка охотничьей собаки шаг за шагом
При дрессировке охотничьих собак также соблюдается пошаговый принцип. Поэтому, прежде чем брать собаку на охоту, я всегда начинаю с того, что приучаю ее к ней. Он не должен начинать первую охоту в сезоне и делать то, что он хочет. Это процесс постепенного завершения обучения, которое проходило перед охотой. Для меня хорошая дрессировка является одним из краеугольных камней хорошей охотничьей собаки!
У всех нас разные требования к нашим собакам и разные пожелания относительно того, что собака должна уметь делать на охоте. Разные породы охотничьих собак разводились поколениями для разных охотничьих целей, и эти характеристики необходимо стимулировать во время дрессировки, а затем во время охоты. Я знаю многих владельцев подружейных собак, которые очень хотят взять свою молодую собаку на охоту, и в своем стремлении продемонстрировать способности своей собаки собака принимает участие в охотничьих отрядах еще до того, как будет готова.
Коррекция поведения может быть сложной, поэтому есть условия, которым собака должна соответствовать, прежде чем она будет готова к охоте. Основы необходимо приобретать в своем саду и только потом на разных типах местности. Имею большой опыт в дрессировке охотничьих собак; Я заставляю их выполнять упражнения, максимально приближенные к реальным охотничьим ситуациям!
Базовая дрессировка, как правило, одинакова, независимо от породы, но конкретная дрессировка зависит от вашей собаки и типа охоты, которую вы практикуете. Как правило, этому принципу следует следовать; «То, что ожидается от собаки, когда дело доходит до охоты, должно быть приобретено во время дрессировки, предшествующей охоте».
Послушная охотничья собака – это удовольствие
Почти все охотники знали другого охотника, чья собака была образцовой. Он работает на своего хозяина, возвращается по вызову, возвращает игру и ведет себя образцово. Это удовольствие, и мы все хотим такую собаку.
Другие, возможно, испытали обратное... непослушную собаку, которая бежит более или менее туда, куда хочет, обезумевшего хозяина, который шипит больше, чем нужно. Никто этого не хочет! Если вы являетесь владельцем такой собаки, вы можете (возможно) ожидать, что приглашения на охоту вместе с вашей собакой будут становиться все более редкими. И это позор. Вот почему важно не брать собаку на охоту слишком рано.
Даже если собака хорошо реагирует в обычной среде, она отличается от участия в охотничьем отряде. Особенно, если это охота в местности, богатой дичью, и охотники часто стреляют.
Поэтому желательно, чтобы у новых владельцев собак были опытные товарищи по дрессировке, которые могут посоветовать им по дрессировке, а также подсказать, готова ли собака к охоте.
На ваших метках, приготовьтесь, охотьтесь
Очень важно работать с собакой перед сезоном охоты. Обучение охоте важно, но также важно обучение послушанию с упором на контактное обучение. Собака должна быть в состоянии принести, чтобы принести холодную дичь, чтобы вернуть ее своему хозяину. Также очень важно, чтобы собака была приучена к выстрелам, чтобы у нее не было плохого опыта, когда она впервые услышит выстрел на охоте.
Не существует определенного правила, указывающего, что собака готова. Они разные личности и поэтому будут готовы в разное время. Для получения лучших результатов рекомендуется вначале участие собаки в небольших охотничьих партиях. Лучше всего охотиться в присутствии одного-двух других вооруженных охотников, а собственное ружье оставить дома, чтобы полностью сосредоточиться на собаке. При охоте с небольшим количеством участников проводнику легче контролировать собаку и события. Мы можем требовать от собаки тех же вещей, что и при дрессировке, разница в том, что сейчас она находится в реальной ситуации. Вы можете определить, когда и как долго будет участвовать молодая собака, а затем оценить, где и когда она будет выпущена с другой охотничьей собакой.
Во время этих небольших охотничьих групп вы также можете выпускать собаку в одиночку, а затем постепенно выпускать ее с другой охотничьей собакой, желательно хорошо обученной. Во время дрессировки собака должна научиться работать с другими собаками. Это может раздражать, если ваша собака слишком много внимания уделяет собакам других охотников.
Тогда он забудет охотиться на своего хозяина. Во время дрессировки ваша собака должна сталкиваться с отвлекающими факторами и провокациями, чтобы проверить, насколько хороша дрессировка, и чтобы собака знала, что она не всегда должна выполнять задания.
Опыт на вес золота
Когда вы берете собаку на охоту первые несколько раз, не позволяйте ей охотиться весь день. Это и физиологическая, и умственная проблема, так как собаке будет трудно интегрировать множество переживаний. Когда собака устает, ее концентрация снижается. Он может начать преследовать пушистую дичь или не вернуть дичь.
В следующий раз, когда вы возьмете собаку на охоту, вы можете (возможно) позволить ей охотиться немного дольше, чтобы она постепенно набиралась опыта. У всех нас разные условия и возможности, но понятно, что чем больше собака участвует, тем больше опыта она приобретает. Поэтому просто невозможно оценить, сколько времени уходит на подготовку собаки к охоте. Собаки разные и у нас разные требования.
Использование GPS-трекинга и дрессировки охотничьих собак Электронные ошейники
Трекинговые и обучающие электронные ошейникиочень полезны, когда дело доходит до обучения ваших собак, используя хорошийОтслеживание и обучениепозволит вам контролировать поведение ваших собак, а также позволяет отслеживать их, когда они охотятся в открытом поле.TR-Dog Houndmate 100/R50 Трекинг и тренировочный электронный ошейникодна из новейших охотничьих собакGPS-трекинг и обучающие электронные ошейники, в нем есть все, что вам нужно для дрессировки собак и безопасной охоты с ними.
Продолжить обучение
Охотиться с собакой, которая знает, что делать, здорово. Это весело, и чем больше опыта получает собака, тем лучше она становится. Гончая, которая поднимает фазана или вальдшнепа и позволяет вам подстрелить его, — это мощный охотничий опыт. Точно так же, когда собаке удается вернуть дичь, которую трудно добыть, или когда после долгой охоты на делящуюся ей удается выполнить свою миссию, тогда удовлетворение достигает своего пика.
Но если вы хотите, чтобы ваша собака оставалась хорошо обученной в течение долгого времени, важно поддерживать обучение. Это приятно, и вы можете абсолютно требовать от собаки большего в тренировочных ситуациях, чтобы в следующем сезоне она могла решать еще более сложные задачи и быть источником большего опыта. Хорошо обученная охотничья собака – настоящее удовольствие.
Удачи
Охота стала основной хозяйственной деятельностью абхазов в эпоху верхнего палеолита, подтверждение этому ученые нашли в гроте Хупынипшахва, где были найдены кости тура, серны, пещерного медведя и лося.
Бадрак Авидзба, Sputnik
Традиционная охота
В охоте абхазы использовали различные самоловные устройства, а также копья, дротики, гарпуны.
Тому обстоятельству, что для абхазских племен охота стала важной формой хозяйственной деятельности, способствовала сама природа. В абхазских горах и лесах в изобилии водилась разнообразная дичь. Мясо дичи служило пищей, шкура – постелью и одеждой, а также предметом обмена и торговли, особенно ценились куньи меха.
Охота по-абхазски дословно переводится как "идти на дичь" ашәарыцара от ашәарах – дичь, "ацара" – идти. Абхазам знакомы разные формы и способы охоты: летняя, чаще всего индивидуальная, при помощи огнестрельного оружия на диких высокогорных животных. Также охотились осенью группами, ставили ловушки и западни в ущельях, где обитает дичь.
Следующую форму охоты называют "охотой в лесу", как и добывание дикого меда в дуплах деревьев и скальных трещинах. Была также распространена массовая осенняя охота в прибрежных и подгорных лесах с собаками и оружием. Основным оружием охотников была кремневка, параллельно до XIX века частично пользовались луком и стрелой.
Вместе с тем сооружались и различные охотничьи приспособления. Так, для охоты на кабанов существовала специальная западня, которая называлась "акыдра". Целое дерево подпиралось одним концом стойкой, упирающейся в лежащую на земле жердь. Если толкнуть жердь, стойка падает, а с ней и бревно, убивающее кабана.
Наиболее популярной, хотя и небезопасной, считается высокогорная охота на дикую козу (абӷаџьма), дикого козла (ақәасаб), косулю (аԥслаҳә), серну (ашьабсҭа), тура (абӷаб).
Для зимней охоты в нагорной Абхазии использовали лыжи (ашәаҩа). У абхазских лыж деревянный обод согнут, концы соединены веревкой или ремнями. Длина – 30, ширина в середине – 24 сантиметра. Обод соединяли и переплетали тремя широкими продольными ремнями и шестью поперечными, на которые ставится нога. Ремни продевали в отверстие обода. Лыжи привязывали к ноге парой ремешков, прикрепленных к переплету.
Для охоты в снежных условиях абхазы использовали особую деревянную лопату (аҭәырӷәы лаба). Лопата служила для разгребания снега в горах, для чего конец ее смазывался салом.
Как готовились к охоте
Перед тем как отправиться на охоту, приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться из окружающей среды: удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры (ажәцәеимаақәа), шерстяные носки (аласха қылԥадқәа), ноговицы (аимсқәа, амесҭ), широкополый войлочный головной убор (ауапцәа хылԥа, ачарахь хылԥа). Брали с собой скатанную бурку (ауапа) или козью шкуру с шерстью (аџьмацәа кәахьча).
За спиной охотника висел походный мешок (ахьаҭра), в котором лежали предметы первой необходимости: деревянная кружка (ахмаҷыр, акәмаҷеи) шило (аӡаӡ), кожаные ремешки (ааҷа), дорожная провизия (амҩаныфа), поваренная соль (аџьыкахыш), аджика (аџьыка)
В комплект оружия (абџьар) входили: ружье (ашәақь), кремневка (аԥсуа шәақь, ашьанҵа шәақь), - в более ранние периоды, боеприпасы (ахыи-ахәшәи, аџьыԥҳаны), а до появления разнозарядных ружей – тряпочки для заворачивания пуль (ахкәырша, ахҵаҵа), а позднее – заряженные патроны (апатронақәа, аџьазцәақәа), уложенные в патронташ (аҟанҭаруаз).
На поясном ремне висел "абхазский нож" (аԥсуа ҳәызба), жирница (акьаԥаҭра), наполненная жиром из костного мозга ножки косули (ашьахәар), бараньего курдюка (ацәымса), кресало (аихамца), с кремнем (ашьанҵа), оселок (амақьаԥсыс), иногда он бывал просверлен и висел отдельно на ремешке. На случай заболевания с собой брали снадобья (ахәшә еиҵаҵа, аҭалоу ахәшә).
Охота с собаками
Охота с собаками имела распространение. При псовой охоте группа людей с собаками (амаҵуарқәа, то есть "прислуживающие" псы) собирались в определенном месте.
Затем вместе шли в лес, где водилась дичь, и здесь предварительно совершали следующий обряд: собирали по кусочку от своей одежды и, сложив их в одном месте, поджигали и переходили через огонек, чтобы освободить себя от влияния дурных глаз и ног.
После этого они окружали лес, а внутрь пускали собак, и испуганную дичь убивали выстрелом при выходе из леса. Добычу делили поровну, присваивать же долю товарища считалось грехом.
Так, по старым поверьям абхазов, существуют две родственные группы божеств – покровителей охоты по имени Аиргь и Ажвейпшаа, которые властвуют над всеми лесами и дичью. В нартском эпосе охота занимает большое место, выступая как одно из наиболее интенсивных хозяйственных занятий богатырей-нартов. Согласно эпосу, нартам принадлежала всякая дичь, например, зубры служили им как буйволы, волки - как собаки.
Свою единственную сестру нарты кормили только костным мозгом отборной дичи. Сасрыква – центральный герой сказаний – именуется "абчарах", то есть верховным охотником, "владыкою над дичью".
Соблюдение обрядов
Во время охоты как сами охотники, так и их домашние должны были соблюдать ряд религиозно-магических обрядов и предписаний с целью умилостивления покровителей дичи и обеспечения удачи на охоте. Прежде чем выйти из дома, охотник брал от каждого члена семьи, в том числе от посторонних лиц, гостящих дома, даже от собаки "акух" (аҟәых), то есть что-нибудь из того, что им лично принадлежит – частичку одежды, волосок, шерстинку и сжигал все незаметно на огне говоря: "Если в мое отсутствие среди домашних случится ссора или что-нибудь недоброе, пусть, Боже, это не помешает иметь мне удачу на охоте".
Каждый встречный также давал охотнику что-либо от себя – трут, табак, заряд пороха и так далее, пожелав ему доброго пути.
Перед отправлением охотников в путь все, кто находится на стоянке или дома, должны были присесть или даже лежать неподвижно, как будто объятые глубоким сном, пока охотники не ушли. За все время их отсутствия домашние при любых обстоятельствах должны были хранить тишину, мир и спокойствие, избегать ссор и употребления непристойных слов и выражений, чтобы не навлечь гнева оскорбленных божеств.
Старшего в группе охотников называли особым охотничьим словом, которое в дословном переводе означает "счастливый бык" (ацәымш), причем этим же термином именовался и старший в объединенной группе пастухов на альпийских пастбищах.
Согласно абхазскому охотничьему правилу, дичь считается принадлежащей лишь тому, чья пуля первой пролила хоть каплю ее крови, если даже она в тот момент осталась жива, а потом другой охотник убил ее. Это положение обычного права (право первой крови) соблюдается и сейчас.
У убитой дичи отрезали часть уха и кончик носа и бросали прочь, только с этого момента она считалась уже собственностью не Ажвейпшаа, а подстрелившего ее охотника.
Возвращаясь с удачной охоты и приблизившись к дому или стоянке, охотник начинал песню в честь покровителей лесов и дичи Аиргь-Ажвейпшовых или особым свистом давал знать о своем появлении; все выбегали навстречу и, поздравляя, бросали ему сухие веточки. Мясо дичи вешали во дворе на жерди с крючками.
Охотничий язык
Наиболее характерной чертой охотничье-религиозного быта абхазов является особый охотничий язык, называемый "лесным языком" (абна бызшәа), употребляющийся охотниками только во время охоты и засвидетельствованный, как и божество охоты, у ряда кавказских народов.
Охотничий язык имеет специальное служебное назначение – не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их четкую бдительность, чтобы они не замечали приближения опасности, не убегали, легко было на них охотиться и убивать.
"Лесной язык" отличается от обычного, разговорного, главным образом, лишь в своей именной части. Запрещалось называть вещи своими именами, так как считалось, что это мешает удаче на охоте. Для обозначения каждого табуированного предмета или явления, с которыми охотники часто встречаются, употреблялись особые слова-заменители.
Охота была сопряжена с большими трудностями и жертвами, но, несмотря на это, по обычаям старой Абхазии, охотник должен был делиться продуктами своего тяжелого и опасного труда с первыми встречными, соседями, одаривать ими князей, дворян и так далее. "Охотники проводят на охоте месяца два-три, - писал Дмитрий Гулиа, - главным образом зимою, подвергая себя, неописуемым опасностям в горах, без всякой выгоды для себя, так как вся убитая дичь делится между сбежавшимися на выстрел лицами и соседями, а шкуры убитых лесных животных охотники дарят дворянам, князьям и административным лицам для украшения домов".
Все это не могло стимулировать развитие охоты, которая некогда здесь процветала, но к началу ХХ века сделалась малоприбыльной.
В преддверии сезона охоты в регионе преподаватель кафедры теоретико-исторических и государственно-правовых дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС, консультант нотариальной конторы нотариуса Барнаульского нотариального округа Т.П. Худяковой Георгий Джихвадзе акцентирует внимание охотников на этих изменениях. Несмотря на то, что они так или иначе затрагивают все аспекты приобретения оружия и владения им в России, особенно изменения отразились именно на любителях охоты.
Процедурные изменения
Первое, что сразу бросается в глаза при ознакомлении с изменениями, – возрастной ценз. Возраст выдачи лицензии на приобретение оружия увеличен до 21 года. Впрочем, данное ограничение имеет некоторые исключения. Так, получить лицензию на приобретение с 18 лет могут лица, проходящие или прошедшие военную службу, проходящие службу в государственных военизированных организациях, граждане-представители малочисленных коренных народов, ведущие охотничий промысел в местах проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, например, охотоведы, лесники и егеря. Однако практика показывает, что молодые граждане редко предпринимают шаги к тому, чтобы становиться охотниками, получив соответствующий документ и лицензию на приобретение охотничьего оружия.
Специфику этих мероприятий осознаёт не каждый гражданин: ему предстоит «остаться наедине» со своим характером, проявить навыки стрессоустойчивости и коммуникабельности, отвечая на вопросы психиатра и психолога искренне. Это помогает отсеять лиц, не пригодных к владению оружием с психологической точки зрения. Строгий подход отмечается и при получении справок из наркологического диспансера.
Технические поправки
Таким образом, выстраивается трехступенчатая модель возможностей в приобретении охотничьего оружия: сначала покупка классического гладкоствольного ружья, через два года – гладкоствольного оружия магазинного типа, помпового ружья или оборудованного барабаном и ещё через три года (то есть совокупные пять лет владения гладкоствольными винтовками) у вас появляется возможность приобрести наиболее эффективные и мощные виды охотничьего оружия с нарезным стволом.
Также поправки касаются и типов винтовок по внутренней конструкции ствола. Отныне в законе предусмотрены чёткие определения гладкоствольного и нарезного оружия. Теперь гладкоствольным оружием считаются те виды винтовок, которые имеют гладкую внутреннюю поверхность на всем протяжении ствола. Отсутствие подобной конкретизации до настоящего времени позволяло производителям оружия и желающим приобрести его впервые идти на определённую хитрость: в ходу были ружья с конструкцией ствола типа «Парадокс» и «Ланкастер», имеющие нарезную часть ствола не по всей его длине. Это серьёзным образом увеличивало точность и кучность стрельбы при формальном отнесении этих мощных винтовок к категории гладкоствольных, то есть доступных для приобретения в качестве первого оружия.
Итоги и прогнозы
Охотник собрался на охоту в тайгу, местности не знает, берет с собой проводника из местных. Идут они по тайге - проводник спереди, прорубает проход в зарослях топором с длинным топорищем, охотник идет следом за ним с ружьем, в спину дышит.
Хлоп! Из чащи навстречу выскакивает медведь!
Проводник замер с поднятыи топором, медведь тоже остановился.
Проводник, не оборачиваясь, говорит охотнику вполголоса:
- Иди сюда...
Сзади тишина. Он снова повторяет:
- Иди сюда!
Сзади опять тишина, он в третий раз аж шипит, захлебываясь слюной:
- Иди сюда, бь!
Сзади раздается голос охотника на полтона тише:
- Нах*й ты, мудак, его зовешь?! . .
Отечественные лингвисты единодушны в трактовке этимологи данного фразеологизма. Более того, для выяснения исторического значения этого словосочетания нет нужды подробно углубляться в семиотику его составляющих-существительных.
Как это разъясняют словари
Общее единодушие толковых словарей фразеологизмов сводится к тому, что фраза «Ни пуха ни пера!» – это пожелание удачи в каком-либо деле или начинании (словари Д. Ушакова (1939 г.), А. Федорова (2008 г.), В. Мокиенко и Т. Никитина (2007 г.), Е. Телия (2006 г.). В этих словарях, расширенно разъясняющих значение данного фразеологизма, перечисляются многочисленные житейские ситуации, при которых исследуемая фраза может употребляться. Современные ученые-лингвисты («Большой словарь русских поговорок» Мокиенко и Никитина) не гнушаются и перечислением шутливо-ироничных вариаций смысла этой словоформы: «казарменная (общежитская) подушка», «курсантская постель», «раскладушка». Однако в большинстве словарей непременно сказано, что исторический первоисточник фразеологизма «ни пуха ни пера» следует искать в традициях подготовки праславян к охоте.
Ни того ни другого, чтобы не сглазить
У одного из самых известных отечественных лингвистов Дмитрия Николаевича Ушакова в толковом словаре русского языка «ни пуха ни пера» – это пожелание удачи охотнику вроде обрядового «проклятия» – чтобы тот вернулся с добычей; прямое же славословие в данном случае способствует «сглазу». В «Большом фразеологическом словаре русского языка» Е. Н. Телия смысл данного фразеологизма также сводится к общему пожеланию удачи в чем-либо, впрочем, часто произносимом в шутку.
Причем тут охота
Примечательна версия объяснения происхождения словоформы «ни пуха ни пера» русского дореволюционного писателя и фольклориста А. А. Мисюрева. Александр Александрович долгие годы собирал рабочий фольклор в Сибири. Мисюрев выдвигал гипотезу «внутренней борьбы» с прошлым сибиряка-христианина, в котором еще живы языческие суеверия. Перед охотой, полагал А. А. Мисюрев, охотник остерегался поминать всуе христианские термины: считалось, что это рассердит лешего и в итоге навредит в промысле. Отсюда и ритуальное «открещивание» «ни пуха ни пера», которое должно было принести удачу. Это мистическое заклинание, приносящее удачу, полагает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Игоревна Северская, действительно предшествовало нелегкому испытанию, некоему ответственному делу, которое не след сглазить. Традиционный ответ на фразеологизм «К черту!» являлся логическим дополнением данного ритуального вербального действа. Ольга Игоревна объясняет этимологию фразеологизма «ни пуха ни пера» стремлением наших предков перед охотой «обдурить» хозяина леса, заверив его в том, что промысловику в его владениях «ничего не надо». О. И. Северская приводит многочисленные примеры из отечественной художественной литературы, где охотники и рыболовы таким образом настраивали себя на удачу. Аналогичной версии придерживается и коллега Северской, тоже кандидат филологических наук, М. М. Вознесенская. Мария Марковна относит «ни пуха ни пера» к «охотничьим» фразеологизмам (всего, по подсчетам М. М. Вознесенской, в отечественных фразеологических словарях таких словоформ более тридцати – «за двумя зайцами», «сесть (лечь) на хвост», «на ловца и зверь бежит» и т.д.). В пожелании «ни пуха ни пера» Вознесенская обращает внимание на метонимию тропов «пух» (пушной зверь») и «перо» («птица»). То есть, охотнику желали не добыть ни зверя, ни пернатых – от обратного, чтобы при этом обмануть лешего и не «сглазить» будущую охоту. В качестве примера употребления расхожего фразеологизма Мария Марковна приводит повесть Василия Аксенова «Мой дедушка – памятник», где одна из героинь желает «ни пуха ни пера» другому герою, а ее визави «по охотничьей привычке» отвечает: «К черту».
Чтоб охотнику хотелося и он был еще в состоянии смочь... подстрелить дичь разумеется! ! А о чем вы подумали???. Пошляки!!!
Независимо от того, верите вы в сверхъестественное или нет, очень многое в нашей жизни связано с суевериями. Никто не знает почему, но плохой приметой считается есть с ножа, передавать что-то через порог, выносить мусор с вечера и возвращаться с полдороги. Уверены, что многие из вас неосознанно, но верят в эти приметы и стараются этого не делать.
В каждой профессии и в каждом деле есть свои приметы, поэтому охотники тоже достаточно суеверны. Некоторые приметы широко распространены, у кого-то есть свои поверья. Общими нехорошими знаками считаются:
Встреча с недоброжелательными и насмешливыми людьми, которые могут сглазить удачу. Особенно неудачной приметой считается пересечься с женщиной, особенно старухой. Примечательно,что данная примета не относится к незамужним девицам. Хотя, стоит отметить, что подобное поверье относится не только к охотничьему промыслу: женщина на корабле — к беде, женщина в жизни — к женитьбе.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные примеры охотничьих поверий:
1. Встреча на дороге с пустыми телегами или дровнями тоже не сопутствует удачной охоте. Пересечься же с полным возом соломы, хлеба или чего-то другого, наоборот, считается очень хорошим знаком.
3. Для того чтобы дурные встречи и слова не помешали охоте, есть верное средство. Хантеру нужно искупаться самому, искупать свою собаку, а на ястреба брызнуть водой. Это значит, что перед охотой каждый ее участник должен был вымыть и вычистить своего коня и собак, сам помыться в бане и спать ночь перед охотой сам.
4. У рыбаков есть еще одна интересная примета: нельзя наливать в ведро, куда будет отправлен улов, воду до тех пор, пока там не окажется первой рыбки. Но эта примета скорее индивидуальная.
5. Вынутые из тела убитого зверя или птицы дробины или картечь очень ценны для охотников. Они вкладывают их в новые заряды, которые, считается, теперь точно поразят цель.
6. Практически все охотники и рыболовы верят примете, что если первый выстрел будет мимо, а первая рыба сорвется с крючка, то все предприятие обречено на провал. Так случается со слишком азартными охотниками, даже с теми, кто не особо верит в приметы. А причина самая простая – охотник горячится, проявляет нетерпение, что приводит к невнимательности и промаху.
Но, что удивительно, у многих опытных охотников есть примета, что, наоборот, если первый выстрел – мимо, то и охота выдастся на славу. И это часто подтверждается. Причем, если охотник пытается специально промахнуться – такое поверье перестает действовать. Но это больше личные предубеждения, которые служат подтверждением того, как тесно взаимосвязаны мысль и действия.
Ни пуха, ни пера
И все считали, что такой диалог злых духов удовлетворит, и они не будут строить козней во время охоты.
7. На Камчатке считается, что нельзя выкидывать кости медведя, а надо их хоронить. Нельзя говорить, что ты убил медведя, а надо говорить, что вот он и состарился. При разделки туши медведя сперва вырезают медведю глаза и вешают их рядом на дерево, чтобы дух медведя видел что они соблюдают все обычаи.
8. В современных поверьях встречаются достаточно странные приметы. К примеру, идя на охоту, надо посмотреть на оголенное бедро спящей женщины – это к удаче.
Человеку, далекому от мира охоты, эти приметы могут действительно показаться очень странными, однако, на самом деле, большинство современных охотников не верит ни в какие приметы и удача не обходит их стороной. В охоте важны умения и навыка, полученные путем долгих тренировок и накопленных знаний.
Желаем всем хорошей охоты!