8 марта история возникновения праздника

Фабричные работницы гуляют по Бродвею

Историю возникновения праздника 8 Марта можно проследить до 1908 года, когда по улицам Нью-Йорка прошли маршем женщины, выступающих за равные с мужчинами права и против невыносимых условий труда. Они требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, запрета детского труда и предоставления права голоса.

Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».

Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля.

8 Марта стало частью советской символической политики, его празднование из протеста против неравенства превратилось в торжество, а лозунги теперь прославляли образ советской женщины. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться.

Все это происходит на фоне растущего во всем мире интереса к женской повестке и все более интенсивной борьбы с гендерным неравенством. Например, официальные мероприятия структуры «ООН-Женщины», посвященные 8 Марта, каждый год посвящены какой-либо актуальной проблеме — от доступа к образованию до борьбы с насилием. Тема 2022 года — «Гендерное равенство сегодня для устойчивого завтра».

Есть и дни, напоминающие о тех проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины: 6 февраля отмечается Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах, 19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта , 23 июня — Международный день вдов. А 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, начинается ежегодная кампания «16 дней против насилия в отношении женщин».

Каждый такой день дает дополнительный повод поговорить о неравенстве — впрочем, борьбу с ним феминистки ведут без оглядок на календарь.

Информация:




Мы все знаем официальную историю этого праздника, но Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает о довольно туманных корнях этого праздника.

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.

Клара Цеткин и Роза Люксембург

Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.
В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, — рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события».

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d'Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось».

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.

Почему L'Humanité создала этот миф?

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L'Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке?

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание».

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, — вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L'Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

В 1966 году, при Брежневе, 8 Марта стало выходным днем, так что активная идея даты окончательно угасла. Сегодня праздник окончательно превратился в день следования стереотипам о женщинах. Это заметно и по традиционным подаркам, и по описанию Международного женского дня в русскоязычном интернете. По данным «Левада-Центра», в России самыми популярными

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией. С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия — количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой — каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

PS: В мире существует Международный мужской день, он отмечается 19 ноября. Этот праздник призван привлечь внимание к точно таким же вопросам, как и женский, только в отношении мужчин, а также поддерживать гендерный баланс. К сожалению, в России его совсем не празднуют, предпочитая дарить мужчинам носки и одеколоны в День защитника Отечества.

Первые выступления женщин за свои права

Через полвека, в 1908 году, 15 тысяч работниц текстильных предприятий Нью-Йорка забастовали против тяжелых условий труда. А уже на следующий год, в марте 1909-го, впервые отметили праздник, посвященный участницам той забастовки.

Дальнейшее развитие инициатива американских работниц нашла в социалистическом движении, в котором участвовало немало женщин. Его возглавила активная коммунистка Клара Цеткин. Автор ее биографии Ганна Ильберг считает, что именно ее самоотверженная борьба привела к учреждению Дня женщин.

Кто придумал 8 Марта?

Произошло это в 1910 году на Второй Международной конференции социалисток, в которой участвовали женщины 17 стран. Клара Цеткин предложила праздновать день борьбы за равные избирательные права для женщин и эмансипацию. Эту инициативу поддержали все участницы конференции.

Клара Цеткин: Wikimedia

Какая история праздника 8 Марта?

Уже в 1911 году женщины Германии, Австрии, Дании, Швейцарии, Франции, России, Чехии, Венгрии праздновали день борьбы за свои права. Но поскольку на конференции не зафиксировали дату празднования, то в разных странах она проходила в разные дни марта — от 2-го до 19-го.

В условиях нарастающей военной угрозы в марте 1914 года женщины европейских стран выступили против войны, милитаризма и за право голоса. Теперь эти акции проходили 8 марта, день был приурочен к самому первому выступлению работниц в 1857 году.

В России, в Петрограде, 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года начались массовые собрания, митинги, демонстрации. В них активно участвовали женщины. Они выступали против войны и нехватки продовольствия в столице. Протесты переросли в революцию, свергнувшую монархию. Позже, в 1921 году, решено было отмечать 8 Марта уже в память об участии женщин в тех выступлениях.

В СССР в 1966 году 8 Марта стал нерабочим днем. К тому времени он уже потерял свою феминистскую направленность и был праздником, когда чествовали всех женщин. В рамках проводимого ООН в 1975 году Международного года женщин дата 8 марта была объявлена Международным женским днем. В 1979 году подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Как пишет Сергей Уваров, теперь стали неактуальными проблемы борьбы за равенство, а 8 Марта превратился в день внимания к женщинам.

Как празднуют 8 Марта в мире: Freepik

Как празднуют 8 Марта в мире

Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, который официально празднуют в более чем 40 странах, но не везде одинаково. Помнят о его политическом смысле только отдельные феминистские группы, которые заявляют в этот день о своих проблемах, о том, что гендерное равенство еще не достигнуто. В основном же это праздник весны, женской красоты и семейных ценностей. Его празднование приобрело своеобразные черты в разных странах.

8 Марта на постсоветском пространстве

В ряде бывших советских республик сохранилась традиция отмечать женский день широко. В некоторых из них, в том числе в Казахстане, он имеет статус государственного праздника и считается выходным днем.

Какие традиции празднования 8 Марта? К этому дню готовятся все мужчины от мала до велика: покупают цветы, подарки, учат стихи, готовят душевные поздравления своим мамам, подругам, женам и коллегам. Дома и офисы превращаются в благоухающие сады. Нарядные женщины чувствуют себя именинницами, а мужчины берут на себя домашние хлопоты.

В Армении после распада СССР отменены все советские праздники, был учрежден День материнства и красоты 7 апреля. Но привычка поздравлять женщин с 8 Марта осталась, и в результате армянские женщины получили два женских праздника.

В Туркмении празднование 8 Марта возобновили в 2008 году. От имени президента страны всем женщинам вручают денежные подарки, а праздник отмечается массово, подчеркивает роль женщины в восточном обществе и семейные ценности.

Как празднуют 8 Марта в мире: Freepik

8 Марта в Италии

Итальянки в этот день своеобразно заявляют о своей самостоятельности и независимости — собираются большими женскими компаниями за столиками в ресторанах и кафе. А мужчины дарят женщинам букетики мимозы, которые стали символами женского дня.

8 Марта в Китае

В стране этот праздник не считается официальным выходным. Но для женщин делают исключение: они могут не выходить на работу или отработать только половину рабочего дня, а потом посвятить себя празднованию с подругами и коллегами.

8 Марта во Вьетнаме

В этой азиатской стране современный праздник слился с древним Днем памяти сестер Чынг. Он имеет двухтысячелетнюю историю и посвящен отважным участницам повстанческого движения против китайской агрессии.

8 Марта во Франции

Во Франции отношение к Международному женскому дню отнюдь не романтическое. Здесь сохранили его почти первоначальный смысл. Женщины-феминистки заявляют о случаях ущемления их прав и борются за равенство с мужчинами в современном мире.

Протестные выступления феминисток: Freepik

8 Марта в Польше

В Польше по-разному относятся к 8 Марта. Кто-то считает его пережитком советской эпохи, а кто-то — традиционным женским праздником и поводом поздравить близких женщин и преподнести цветы.

Международный женский день, как многие другие праздники, приобрел свою символику —фиолетовые, зеленые и белые цвета. Они символизируют справедливость, надежду и чистоту.

Насыщенная история праздника женщин во всем мире отразилась на современных традициях этого весеннего дня. Но женщинам всех национальностей приятно, что есть день, когда им говорят слова благодарности и любви.


8 марта история возникновения праздника

Во многих странах мира 8 Марта отмечают Международный женский день — праздник общей женской солидарности. В этот день принято поздравлять любимых женщин: жен, мам, бабушек, сестер и подруг. В России он является государственным выходным. «Известия» освещают историю и значение знаменательной даты.

Как отдыхаем на 8 Марта в 2023 году

Дата праздника приходится на среду, которая будет являться выходным днем. Перенос выходных в связи с этим не предусмотрен.

8 Марта — история и значение праздника

История праздника тесно связана с движением за права женщин. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на так называемый марш пустых кастрюль. Большая часть участниц были работницами текстильной промышленности и протестовали против тяжелых условий труда и низких зарплат.

Несмотря на то что требования женщин не были учтены, день события навсегда вошел в историю общественного движения. Почти через 50 лет, 28 февраля 1908 года, история повторилась: более 15 тыс. работниц вышли на митинг в Нью-Йорке, добиваясь равноправия. На сей раз к их голосам прислушались. А через год Социалистическая партия США объявила последнее воскресенье февраля женским днем.

В 1910 году в Копенгагене прошла международная конференция женщин-социалисток. Одна из лидеров движения, коммунистка Клара Цеткин, предложила сделать женский день международным, и с тех пор праздник распространился во многих странах мира и каждый год сопровождался забастовками и акциями в поддержку прав женщин.

Однако дата праздника постоянно менялась и варьировалась от страны к стране. Где то женский день отмечали в феврале, где-то — в марте, его связывали то с нью-йоркским маршем, то с мартовской революцией 1848 года в Пруссии.

Наконец, в 1975 году, который был провозглашен Годом женщин, дата 8 марта стала общей практически для всех государств ООН.

В СССР в 1980-х годах политический подтекст праздника начал постепенно уходить в прошлое. Постепенно 8 Марта стало ассоциироваться не с борьбой за равноправие, а с весной и женственностью. Сейчас это праздник всех женщин от мала до велика.

8 Марта — традиции праздника

В России девочек начинают поздравлять с 8 Марта еще в детском саду. Дети делают подарки для своих мам и бабушек и обмениваются маленькими подарками. Эта традиция переходит и во взрослую жизнь — все девушки и женщины получают поздравления, а также поздравляют друг друга.

Многие коллективы готовят для женской части подарки и устраивают торжественные мероприятия, подчеркивая роль дам в общем процессе. К событию готовятся многие общественные учреждения и площадки, а магазины объявляют акции и скидки для представительниц прекрасного пола.


Почему – «8 марта»? Или «23=8».

Многие ли знают, с чем связан так называемый «международный женский день» и почему его не празднуют нигде в мире, кроме некоторых республик бывшего СССР, и имеет ли вообще он какое-либо отношение к женщинам? Казалось бы, вернее – так это пытаются представить, - «это просто такой день, уже все забыли, с чем он реально связан, ну, подумаешь – ещё один выходной» и т.д. Но, как мы видим на примере «23 февраля» (кстати – «8 марта» - это и есть «23 февраля» по разным календарям – так «женский», или «мужской» это день, и есть ли причины их называть таковыми?) – всё не так просто. Праздник тем и отличается от «просто выходного», что имеет свою единственную и конкретную реальную историю происхождения, свою идеологию (даже, если её временно не афишируют), и вовлекает «отмечающих» не куда-то, а именно в эти области – знают ли они этого, или не знают. Это некий «вектор» и «направление» движения, к некому «примеру», куда влекут массы и на кого, или на что им предлагают «равняться».

Никогда не думали, а что реально Вы «празднуете» именно в этот день? Почему, кем и для чего выбрано именно это число?

8 марта (23 февраля) 1917 года

«В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать «Международный женский день 8 марта» в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 года, которое стало одним из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута Монархия» .

8 марта (по старому стилю) 1917 года - арест Царской Семьи незаконным революционным «правительством». Императрицу и Великих Княжон арестовывали те, кто должен был хранить верность воинской Присяге (Император в этот день был в Ставке, в Могилёве, где прощался с войсками, на следующий день Государь присоединяется к Семье, - Государь в это время уже арестант).

23 февраля - 8 марта 1918 года – в это время часть большевиков и революционных террористов и террористок празднует Пурим. Как известно, Пурим празднуется по лунному календарю, и поэтому не имеет одной, строго закреплённой даты, обычно «гуляя» как раз в периоде «23 февраля – 8 марта». Известно и другое - вначале празднование революционного «женского» праздника тоже из года в год перемещалось по календарю в первой половине марта (н. ст.). В России впервые был широко отмечен 23 февраля/8 марта 1917 года в виде «политических» демонстраций. Вот как это описано в «Большой Советской Энциклопедии»:

«В 1917 правительство помешало работницам Петрограда праздновать Международный женский день. Это повело к столкновению с полицией на Путиловском заводе, которое перешло в демонстрацию. Работницы вышли на улицу с требованием возвращения мужей с фронта. Это выступление совпало с началом Февральской революции» . За этими подозрительно «скромными» и «застенчивыми» строками стоит как раз то, о чём мы говорили выше.

Идеи коммунистов, левых террористов и прочих маргиналов относительно «8 марта» сводились к следующим лозунгам: долой семью, как пережиток буржуазного прошлого, «освободим» женщину от «семейного рабства» - «свободные» отношения, никаких «обязательств» - образ женщины, как жены и матери — это «старорежимное рабство», «долой стыд», «долой брак», «свободные и разнообразные половые отношения – нет разницы между полами». Под «свободой» подразумевалась вовсе не свобода, и не разумный баланс прав и обязанностей – а крайняя и разрушительная эмансипация, в принципе уничтожавшая женщину, собственно, как женщину, разрушавшая семью, брак и нравственные основания общества и страны. Всё то, в чём сегодня обвиняют отдельных «либералов» и «левых и либералов Запада» - уже было изначально заложено в «празднике» «8 марта» и пыталось быть насаждено в России большевиками. Всё это осталось в основе, в идеологии, и в истории этого «праздника», всё это невозможно отделить от него и сегодня, даже, если об этом пока «не принято говорить».

Не столь давние попытки представить «8 марта» «просто праздником Весны» не выдерживают никакой критики – Весну логично и естественно было бы встречать 1 марта, или, например – 22 марта – в день весеннего равноденствия. Говорить о «женском» дне тоже не приходится – его можно было бы праздновать вообще в любой, подходящий именно женщинам – без идеологической окраски – день. В самом деле - женщины есть и в других государствах, и в более экономически успешных, и в традиционно православных странах – но там нет этого «праздника». Ответ прост – собственно к женщинам этот «праздник» не имеет никакого отношения. Это день революционерки-террористки, а не женщины. И там, где волна революционного террора начала ХХ века захлебнулась, празднование самоуничтожения под видом «женского дня» не прижилось.

«Но, как и в случае с прочими советскими праздниками, все не так просто. Недаром «8 марта» считается праздником лишь в РФ и еще немногих республиках бывшего СССР, а бывшие социалистические страны Восточной Европы от него избавились» [3, 137]. Вопреки расхожей пропаганде – не празднуют этот день и в Китае. Более того – китайские женщины могут счесть для себя оскорбительным, когда их поздравляют с этим «праздником». И, несмотря на то что в КНР этот день включён в список «официальных» праздников – тем не менее, он является обычным рабочим днём, но иногда женщинам можно работать не полный рабочий день – в зависимости от обстоятельств. Никакого празднования в этот день, разумеется, нет. От него давно избавились в Болгарии и братских балканских странах. Но его до сих пор «пиарят» и навязывают в РФ.

В качестве «официального государственного праздника» он появился достаточно поздно – к тому времени, когда память о развратной пропаганде и разврате на улицах в революционные дни и в начале 1920-х по поводу этого «праздника» уже подзабылась, тогда многие воспоминания о постыдном прошлом были вытеснены войной.

«Государственным праздником (нерабочим днем) он был объявлен указом Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г., хотя возник еще в 1910 г. как «День международной солидарности женского пролетариата в борьбе за равные экономические и политические права женщины с мужчиной». В советское время его полное название стало еще более пышным: «День международной солидарности трудящихся женщин всех стран в борьбе за мир, демократию, за равноправие женщин с мужчинами в капиталистических, колониальных и зависимых странах».

Педалировать это «празднование» в СССР в дальнейшем стали ещё и потому, что 1975 год был объявлен ООН Международным годом женщин, а 1976—1985 годы - Международным десятилетием женщин. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года - Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Руководство СССР решило «перехватить инициативу» ООН на всякий случай, и объявить специфическую дату еврейских женщин-террористок «традиционным русским праздником». Заодно – очень удобно подошла идеологическая привязка к «участию женщин в войне». Только вот, почему-то, она опять «совпала» не с датами, относящимися непосредственно к событиям ВОВ 1941-45, а с днём празднования Пурима и «свержения Монархии в России» .

Домашний уют женщине «не нужен» — это «мещанство» свалено в углу плаката. Туда же выброшены иконы. Смысл существования женщины – стать послушным винтиком в системе партийной диктатуры.

Домашний уют женщине «не нужен» — это «мещанство» свалено в углу плаката. Туда же выброшены иконы. Смысл существования женщины – стать послушным винтиком в системе партийной диктатуры.

Так почему же именно «8 марта»? «В СССР как на причину выбора дня 8 марта ссылались на трагическое событие, случившееся в США 25 марта 1911 г. На фабрике по пошиву рубашек «Триэнгл», где трудилось много иммигранток из Восточной Европы, произошел сильный пожар; погибло 146 человек, преимущественно женщин в возрасте от 15 до 23 лет. Их память будто бы и было решено отмечать 8 марта». Но, как видим из реальной истории происхождения праздника – это – ложь. Учредившая этот «праздник» конференция была проведена в Копенгагене за год до этого. Да и сегодня, в самих США, несмотря на активность местных феминисток и левых, праздник «8 марта» практически неизвестен. И это несмотря (или наоборот? – из-за этого?) на то, что относительно истории США называют несколько манифестаций, проведение которых выпадало на 8 марта, в частности:

8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли «маршем пустых кастрюль» по Манхэттену с требованием равноправия и улучшения условий труда. Демонстрацию, разумеется, разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала немало. Есть информация, что в этой демонстрации участвовали проститутки, вышедшие с такими же требованиями.

8 марта 1894 года в Париже «женщины легкого поведения» провели демонстрацию с требованиями признания их прав и учреждения профсоюза проституток.

8 марта 1895 года проститутки Чикаго вышли на демонстрацию с требованием выплатить зарплату … матросам, которые накопили большие долги и не могли вовремя рассчитаться со своими «подругами».

8 марта 1896 года, то же самое повторилось в Нью-Йорке и стало распространяться по другим городам.

Тем не менее – не эти события стали основой для идеологии праздника, хотя и оставили свой след в его истории.

Возможно – всё дело в том, что революционерки, будучи еврейками по происхождению, приурочили праздник «8 марта» ко дню празднования Пурима, празднование которого выпадало тогда именно на 8 марта.

Еврейское происхождение революционерок и настойчивое привязывание «женского» дня именно к дате Пурима. И выбирают – 8 марта. И при объявлении о создании «праздника», и при его «реализации» - 23 февраля=8марта 1917 года он совпадает с Пуримом.

«Еврейская энциклопедия» утверждает, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» [5, 123]. Но с чем же он связан? – а связан он с уничтожением элиты, аристократии и всех неугодных, включая женщин и маленьких детей империи персов в IV веке до Рождества Христова.

История этих событий вкратце такова. После окончания вавилонского плена евреев далеко не все захотели возвращаться в Иерусалим. Многие стали очень богаты, имели свой бизнес, как сказали бы теперь, многие занимали высочайшие посты в империи. Правая рука императора Артаксеркса – Аман испросил у него устранить своего соперника – еврея Мардохея и с ним его окружение. Но жена Артаксеркса – еврейка Эсфирь вытягивает у него обещание разрешить уничтожить её врагов и «врагов её народа». Артаксеркс, не зная о том, что жена из евреев, соглашается. Эсфирь, её двоюродный брат и воспитатель – Мардохей составили от имени Артаксеркса указ к правителям 127 областей о том, что евреям разрешается «убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8, 8 – 11) . За два дня участь империи персов была предрешена. В течении двух дней «все князья в областях и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф. 9, 3-5) . Аман был повешен вместе со своими десятью детьми. Было уничтожено 75 тысяч персов – включая женщин и маленьких детей, - преимущественно элита страны. Империя двигалась к неминуемому краху.

Особое значение ситуация приобретает в связи с тем, что если 8 марта – это – Пурим, то 9 марта Православная Церковь отмечает Обретение Честной Главы Святого Иоанна Предтечи. Как известно, Праведнейший из людей был обезглавлен в угоду двум развратным женщинам: прелюбодейке Иродиаде, сожительнице царя Иудеи Ирода Антипы и ее дочери Саломее. О нравственности последних говорить не приходится. (Мф. 14:3—5, Мк. 6:17—20, Мк. 6:26, Мф. 14:6—12, Мк. 6:21—29) .

«А в России в 1918 г. только что пришедшие к власти большевики «отметили» «весенний праздник» массовыми казнями: в одном только Севастополе было убито более 600 русских офицеров. Так что дата 8 марта вызывает не самые приятные исторические ассоциации» [3, 138-139].

Пурим празднуется на протяжении тысячелетий, а теперь, из-за гендерной амбивалентности «праздников» «23 февраля» и «8 марта» в празднование истребления до сих пор вовлечены граждане РФ и нескольких республик бывшего СССР. Как мы помним – дата «женского» дня изначально тоже была «гуляющей» - в зависимости от лунного календаря, согласно которому празднуется Пурим. Но в последствии, чтобы завуалировать очевидную откровенность смысла, дату приурочили ко двум основным случаям, когда Пурим совпадал с 8 марта. Вот и отгадка того, почему так называемый «мужской» день совсем недалеко от так называемого «женского», а если взять историю его основания – то это вообще – один и тот же день по разным календарям. Так «мужской» он, или «женский»? Или, как видели будущее человечества революционерки-террористки, его основавшие – «пол не важен», «семья не нужна», «женщины и дети - общие», «половых ограничений быть не должно»?

Протестующие женщины позируют на фоне вывески на иврите, XIX век.

Протестующие женщины позируют на фоне вывески на иврите, XIX век.

Выше мы раскрывали сущность «праздничных» лозунгов этого «дня». Во второй части давайте вспомним, за что стояли женщины-социалистки, его основавшие и пропагандировавшие.Ч

______________________

1. Сергей Уваров. Не путайте Розу с Кларой! // Советская Россия. — № 29-30 . — 5 марта 2005.

2. БСЭ. 1-е изд. 1931. Т. 21. С. 238.

3. Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004. 240 с.

5. Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991.


Информация получена с сайтов:
, , , ,