Тест: угадайте писателя по цитате о грибах
Рыжики, лисички и грузди в произведениях русских классиков
Тест: разбираетесь ли вы в стихосложении?
Отличите катрен от верлибра, а парную рифмовку — от кольцевой
Прощальные стихи Мандельштама. |
К пустой земле невольно припадая, |
Осип Мандельштам |
Добрый вечер! Я очень благодарна вам, читателям моего любимого поэта, за то, что меня пригласили для такого разговора. И сразу же я хотела бы принести извинения: должна признаться, что я давно уже не занимаюсь Мандельштамом как исследователь. Я мало знакома с мандельштамовской литературой последних лет. Я, в общем-то, не знаю новейших интерпретаций, новейших попыток чтения Мандельштама, за исключением прекрасной работы Ирины Сурат «Ясная догадка», к которой мы не раз обратимся сегодня. Она опубликована в «Русском журнале» («Звезда» 2013, №10). Я знаю, что вы ее прочли перед нашей встречей. Эта работа, собственно, и побудила меня к размышлениям, которые я собираюсь изложить вам. Мне захотелось дополнить это чтение (с которым я по существу согласна) тем контекстом, о котором у И.Сурат речи не идет, и который очень многое открывает в этих прощальных воронежских стихах: контекстом итальянским, а точнее – тосканским. Петрарка и Данте – собеседники Мандельштама 30-ых годов. В перспективе его разговора о них и с ними многое, что остается в этих строфах странным – пока оно рассматривается на фоне исключительно русской поэзии – проясняется. |
март – апрель 2014 года |
Обработанная и расширенная версия выступления «Разговор о Мандельтаме» в культурном центре «Пунктум» 9 марта 2014 года. |
Поэтический
международный
конкурс юных чтецов
«Живая классика»Заявка на участие
Здравствуйте!
Выберите, пожалуйста, страну, в которой участвуете в конкурсе:
Далее
Заявка на участие
Заполните формы и выберите формат участия:
Ф.И.О.
Возраст (Полных лет на декабрь 2023)
Возраст должен быть от 10 до 17 лет
Регион
Населенный пункт (Город, село, пгт и др.)
Далее
Назад
Заявка на участие
Заполните формы и выберите формат участия:
Ф.И.О.
Возраст (Полных лет на декабрь 2023)
Возраст должен быть от 10 до 17 лет
Страна
Регион/город
Далее
Назад
Заявка на участие
Укажите произведение, с которым будете участвовать:
Cтихотворение (не басня, не сказка)
Год написания стихотворения
Важно: cсылка должна быть активной и не требовать скачивания файла
Далее
Назад
Заявка на участие
Оставьте свои контакты:
Телефон
Пожалуйста, дайте согласие выше
Далее
Назад
Заявка на участие
Код
Неверный код
Код отправлен на номер
Отправить новый код
Далее
Спасибо за участие!
О КОНКУРСЕ
Поэтический международный конкурс юных чтецов «Живая классика» — соревновательное мероприятие по чтению вслух стихотворений Золотого и Серебряного веков русской литературы.
Механика конкурса
Выучи стихотворение
Выучи стихотворение Золотого или Серебряного веков русской литературы (не длиннее 5 минут)
Зарегистрируйся на конкурс
Выступи очно или онлайн
Выступи очно в своей стране или регионе РФ на «Дне открытых дверей “Живой классики”» или прими участи онлайн
Попади в финал
Попади в число лучших 20 участников из России и 20 участников мира и приезжай в Санкт-Петербург на финал конкурса
Финал в Санкт-Петербурге!
20 участников из России и 20 участников из-за рубежа приедут в декабре на финал конкурса в Санкт-Петербург!
До встречи в Петербурге!
По всем вопросам участия в конкурсе пишите на почту
Покажите свой талант всему миру!
Организатор
Фонд «Живая классика»
С использованием гранта
Министерства просвещения
Российской Федерации.
С использованием гранта Российского
движения детей и молодёжи
«Движение первых»
Фонд «Живая классика». 2023
полезное и создавать другие удобства на сайте
ОкейПубликуем стихотворения известных поэтов: от классики до современности. Красивые фото, история создания стихотворений и самые чувственные произведения.
«Парус» отправляется в плавание
Основной темой встречи стал конкурс-фестиваль «Парус». Сергей Безруков является его инициатором и художественным руководителем. Идею поддержало государство — фестиваль получил грант Президентского фонда культурных инициатив.
— сказал Безруков.
По словам актёра, на 45 стихотворений поэта написано более сотни романсов, с которыми хорошо знакомо старшее поколение, но они уже не актуальны для молодёжи. Поэтому основная цель «Паруса» — популяризировать поэзию классика среди юношества, вывести её восприятие за рамки школьной программы.
Сергей Безруков любит произведения М. Ю. Лермонтова
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»
Жюри конкурса, который будет проходить в онлайн-формате, возглавит музыкальный продюсер и композитор Игорь Матвиенко. Произведения будут принимать с августа по ноябрь 2024 года, а итоги подведут летом 2025-го. Жюри отберёт 10-15 лучших песен, авторам которых помогут записать единый музыкальный альбом. Сергей Безруков уточнил, что не только романсы и песни на стихи Лермонтова будут в приоритете — музыка, написанная к его произведениям, тоже может участвовать в конкурсе. В пример он привёл знаменитый вальс Арама Хачатуряна к драме «Маскарад».
«В следующем году, надеюсь, организую гала-концерт в Пятигорске. Мне бы очень хотелось, чтобы он прошёл именно здесь, у подножия Машука. В первом отделении споём уже известные романсы на стихи Лермонтова, а во втором — песни лауреатов конкурса»,
— поделился идеей Сергей Безруков.
Мурал с изображением поэта в центре Пятигорска
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»
Новый памятник на месте дуэли
На встрече с прессой Сергей Безруков рассказал о желании установить ещё один памятник поэту в Пятигорске. Считается, что дуэль Лермонтова с Мартыновым, в результате которой гений погиб, произошла не там, где в 1914 году установили обелиск скульптора Александра Опекушина. Краеведы полагают, что поединок проходил в том же районе, но на Перкальской скале. Именно это место, хорошо знакомое пятигорчанам, и хочет увековечить артист.
«Мы ни в коей мере не хотим ущемить уже существующий опекушинский монумент. Это не альтернатива существующему памятнику, а его дополнение. Я бы хотел, чтобы памятник вызывал эмоцию. Чтобы люди могли прочувствовать трагедию смерти молодого гения. Инициатива памятника поддержана властями Пятигорска и на высшем уровне тоже»,
— рассказал Безруков.
Он не стал раскрывать детали будущего монумента, потому что пока его установка под вопросом — Перкальская скала находится в природном заповеднике «Машукский лесопарк» и нужно получить разрешение и оформить множество документов для работ на его территории.
Сергей Безруков планирует установить новый памятник поэту
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»
Личная история
Любимым персонажем произведений Лермонтова Сергей Безруков назвал Печорина. И поделился историей о том, как роль мечты так и не сбылась. По словам актёра, именно он должен был сыграть Печорина в сериале по «Герою нашего времени», вышедшем на телеэкраны в 2006 году.
«Мне когда-то не удалось сыграть Печорина, к великому сожалению. Был проект первоначально режиссёра Алексея Мурадова. Я был утверждён. Но произошла смена режиссёра и концепции. Я отказался, потому изначально мы придумали с Мурадовым другие творческие идеи, хотели показать проблему гедонизма. Но теперь по возрасту я могу сыграть Евгения Арбенина из драмы „Маскарад“»,
— поделился артист.
В итоге восьми серийный фильм снял Александр Котт, а роль досталась Игорю Петренко. Съёмки серий по главе «Княжна Мэри» проходили в Пятигорске.
Сергей Безруков мечтает сыграть Евгения Арбенина
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»
В завершении встречи журналисты задавали вопросы Сергею Безрукову. Актёра спрашивали о том, как он прививает любовь к литературе своим детям, нравится ли ему Пятигорск и какие проекты, помимо фестиваля, он развивает сейчас. Артист рассказал, что дети часто посещают с ним спектакли по произведениям русских классиков и в некоторых даже играют сами — ведь Безруков возглавляет Московский Губернский театр. Актёру нравятся Кавминводы, он отметил, что здесь совершенно иной воздух — не только более чистый и свежий, чем в загазованном мегаполисе, но и пропитанный запахом минеральной воды и южных трав, что делает его атмосферным и «вкусным». Что же касается творчества — до конца текущего года на стриминговых платформах выйдет сериал «Плевако», снятый супругой актёра Анной Матисон. Сергей Безруков исполнил в нём главную роль — известного в XIX веке адвоката и оратора Фёдора Плевако.
Все новости
Стихи классика
Сергей Есенин
Константин Симонов
Иван Крылов
Белла Ахмадулина
Евгений Евтушенко
Михаил Лермонтов
Сергей Михалков
Булат Окуджава
Михаил Исаковский
Сергей Есенин
Александр Блок
Владимир Высоцкий
Евгений Евтушенко
Федор Тютчев
ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
ЧИТАЕМ ПРОЗУ!
ПОЛУЧИ
путёвку в детский
лагерьВЫСТУПИ
на Красной площади
на СуперфиналеПОСТУПИ
в театральный институт
им. Бориса ЩукинаГАЛЕРЕЯ ПРИЗОВ
ПОБЕДИТЕЛИ
Информация будет добавлена позже
Информация будет добавлена позже
Информация будет добавлена позже
ЧТО ПРОИЗОШЛО ЗАЭТИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ?
За 10 лет в конкурсе приняло участие более 10 млн школьников из 85 регионов России и 80 стран мира.
Конкурс впервые прошел в Санкт-Петербурге и еще 6 городах России
Участвовала вся страна от Калининграда до Камчатки
Международный формат — к России присоединилось 9 стран
Уникальный масштаб — 85 регионов и 26 стран
Еще 58 стран мира. Финал конкурса в МДЦ «Артек»
Суперфинал на Красной площади в Москве
Открытие детского лагеря «Живая классика».
Педагогический
4 500 зрителей в МДЦ «Артек». 150 официальных информационных партнеров.
ЖК 365, фан-зоны, телемосты
история конкурса
КЛАССНЫЙ ЭТАП
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
РАЙОННЫЙ ЭТАП
РЕГИОНАЛЬНЫЙ/ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАПЫ
ВСЕРОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАЛЫ
СУПЕРФИНАЛ
ЖЮРИ
Евгений
КнязевРектор театрального института имени Бориса Щукина, российский актер театра, кино и телевидения
Нонна
ГришаеваРоссийская актриса театра и кино, телеведущая
Ксения
АлфёроваРоссийская актриса театра и кино, телеведущая
Яна
ЧуриковаЗвезда эстрады и телевидения, одна из самых популярных ведущих России
Тимур
СоловьевТелеведущий и шоумен
ПРАВИЛА КОНКУРСА
Для участия в конкурсе важно выбрать отрывок из любимого прозаического произведения, которым хочется поделиться с друзями. Можно выбрать как русское произведение, так и зарубежное, как классическое, так и современное.
Если не знаешь, какую книгу выбрать, пройди тест по индивидуальному подбору книг или посмотри список рекомендованной литературы.
В подготовке к конкурсу тебе поможет видеокурс актерского мастерства педагогов Театрального института им. Бориса Щукина.
Правила
участияПРИЗНАНИЕ
ТОП-100
Лауреат премии «Серебряный Лучник. Северо-запад»
ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМА
продюсеры - Николай Зацепин и Иван Лебедев
ПРОЕКТЫ
Напиши свою собственную книгу!
Детская редакция «Живой классики» – это твой шанс заниматься любимым делом онлайн!
Спецпроект ко Дню медицинского работника.
ПРОЕКТА
При поддержке
Партнеры
Информационные партнеры
Школьный этап
Место проведения: школы, учреждения дополнительного образования
Куратор: учитель, школьный библиотекарь, методист, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, завуч, директор
Три победителя школьного этапа становятся участниками районного этапа.
Куратор школьного этапа:
— регистрируется на сайте как куратор школьного этапа
— контролирует и проверяет регистрацию участников
— назначает дату проведения этапа, оповещает участников
— подбирает жюри
— проводит этап конкурса
— связывается с районным куратором, чтобы победители школьного этапа выступили на районном этапе
Суперфинал
Место проведения: Санкт-Петербург
Сроки проведения: 1 – 6 июня 2024
Куратор: фонд «Живая классика»
Всероссийский/Международный финал
Место проведения – МДЦ «Артек»
Сроки проведения: 1 – 20 мая 2024
Куратор: Оргкомитет конкурса.
Три победителя Всероссийского финала конкурса становятся участниками Суперфинала.
Региональный этап/национальный этап
Место проведения: районные детские библиотеки, книжные магазины, культурные центры, муниципальные учреждения дополнительного образования, театры или любые другие площадки
Список кураторов регионов: региональные кураторы
Три победителя регионального/национального тура становятся участниками Всероссийского/Международного финала конкурса.
Районный этап
Место проведения: библиотеки, культурные центры
Куратор: представитель библиотеки/культурного центра/муниципального учреждения дополнительного образования или органа управления образованием
Три победителя районного этапа становятся участниками регионального этапа.
Куратор районного этапа:
— регистрируется на сайте как куратор районного этапа
— назначает дату проведения этапа, оповещает участников
— формирует жюри
— проводит этап конкурса
— связывается со региональным куратором, чтобы победители районного этапа выступили на региональном этапе
Классный этап
Место проведения: школа
Куратор: учитель русского языка и литературы, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
Три победителя классного этапа становятся участниками школьного этапа.
Участники должны:
— Сообщить учителю о своем желании принять участие в конкурсе.
Куратор классного этапа:
— регистрируется на сайте как куратор классного этапа
— контролирует регистрацию участников конкурса
— назначает дату проведения этапа, оповещает участников
— формирует жюри
— проводит классный этап конкурса
— связывается со школьным куратором, чтобы победители классного этапа выступили на школьном этапе
Всероссийский финал
Внимание! Мошенники!
Внимание! Мошенники!
Дорогие участники и их родители! В последние месяцы конкурс атаковали мошенники, которые представляются сотрудниками фонда «Живая классика» и предлагают бесплатные поездки в детские лагеря (обычно в «Океан» или «Орленок»), объясняя тем, что победитель конкурса поехать не может и есть свободные путевки. Родителей просят оплатить только дорогу до лагеря, причём деньги за дорогу мошенники просят переводить на их банковские карты.
После получения денег мошенники пропадают. Просим вас никогда не переводить деньги без договоров и на банковские карты. Проверяйте информацию!
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
2019 год
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» (далее —
конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации)
отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных
писателей.
1.2. Возраст участников, допускаемых к участию в конкурсе, от 10 до 17 лет включительно на момент проведения отборочных туров международного финала конкурса (май 2019 г.).
1.3. Конкурс проводится ежегодно.
1.4. Конкурс проводится на русском языке.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
2.1. Продвижение, сохранение и поддержка русского языка за рубежом.
2.2. Популяризация русской культуры за рубежом.
2.3. Развитие международного сотрудничества в сфере образования и культуры.
2.4. Поддержка интереса к русскому языку среди детей из билингвистических семей.
2.5. Повышение интереса к литературе у детей и юношества.
2.6. Повышение уровня грамотности соотечественников.
2.7. Расширение читательского кругозора детей.
2.8. Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации.
2.9. Возрождение традиций семейного чтения.
2.10. Поиск и поддержка талантливых детей.
3. ОРГАНИЗАТОР КОНКУРСА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
3.1. Учредитель и организатор Конкурса — Фонд «Живая классика» (далее – Организатор).
3.2. Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет организационный комитет (далее — Оргкомитет), формируемый из
представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Россотрудничества, Роспечати, Фонда «Русский мир», Фонда «Живая
классика», деятелей культуры и искусства, преподавателей русского языка и литературы.
3.3. Руководство организацией и проведением конкурса в странах осуществляют национальные кураторы: представители Россотрудничества, общественные деятели, учителя русского языка и
литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек. При необходимости национальный
куратор может самостоятельно назначать региональных и школьных кураторов конкурса в своей стране.
3.4. Национальные кураторы конкурса назначаются и утверждаются международным куратором конкурса (см. контактная информация).
3.7. Национальный куратор должен публиковать не менее четырех постов в месяц.
3.8. Национальные кураторы утверждают жюри конкурса в странах. В составе жюри должно быть 3-7 человек. В жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели,
деятели культуры и искусства, преподаватели литературы и русского языка, представители Россотрудничества. Председатель жюри конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же председатель жюри не может быть избран дважды.
3.98. Состав жюри национального финала согласовывается с международным куратором конкурса не менее, чем за две недели до его проведения.
4. СТРАНЫ — УЧАСТНИЦЫ КОНКУРСА
4.2. Срок подачи заявок на участие в конкурсе от иностранных участников: с 1 октября 2018 г. по 25 января 2019 г.
5. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
5.1. Участие в конкурсе является бесплатным.
5.2. Разрешенный возраст участников от 10 до 17 лет включительно.
5.3. Конкурс проводится для всех желающих, без предварительного отбора. Отказ ребенку в участии в конкурсе, а также принудительное привлечение ребенка к участию в конкурсе не допускаются.
5.4. В ходе конкурсных состязаний участник декламирует по памяти либо с использованием печатного текста (использование текста допустимо только на предварительном отборочном туре и строго недопустимо на финальных состязаниях) отрывок из любого прозаического произведения любого российского или зарубежного автора на русском языке.
5.5. Продолжительность выступления каждого участника — от 2 до 5 минут. Превышение регламента не допускается.
5.6. Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Использование музыкального сопровождения, декораций и костюмов не учитывается при выставлении баллов за выступление и не является рекомендацией.
5.7. Каждый участник конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
5.8. Победители и финалисты конкурса прошлых лет принимают участие в конкурсе на общих основаниях, но обязаны выбирать для выступления отрывки из других произведений.
6. РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ КОНКУРСА
6.1. Международный конкурс проводится в формате очного выступления в странах-участницах.
6.2. Проведение конкурса в заочной форме возможно только при согласовании условий его проведения с куратором международным конкурса.
опеки и попечительства).
6.7. В случае, если участник не может присутствовать на национальном этапе, ему необходимо записать свое выступление на видео и прислать его национальному куратору конкурса, а также куратору международного конкурса в России (см. раздел «Контактная информация») не позднее 10 марта 2018 г. Видеовыступление должно быть показано и оценено в рамках национального этапа конкурса.
6.8. Победители национального этапа становятся участниками международного финала в МДЦ «Артек».
6.9. Для участия победителей национального этапа очного конкурса в международном финале национальный куратор должен не позднее 20 марта 2019 года отправить организатору отчет о проведении
национального этапа конкурса, а также предоставить в оргкомитет информацию о билетах в Симферополь (в МДЦ «Артек») победителей и сопровождающих.
6.10. Отчет о проведении конкурса в стране должен включать: не менее 8 — 10 публикаций в местных СМИ о конкурсе, фотографии с проведения национального финала и оценочные листы всех членов жюри.
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ
7.1. Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале.
7.2. Выступления оцениваются по параметрам:
• выбор текста произведения: органичность выбранного произведения исполнителю;
• глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
• грамотная речь и дикция;
• способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и
эмоциональное воздействие на зрителя.
7.3. Самостоятельный выбор произведения конкурсантом приветствуется, при этом конкурсант может обращаться за помощью в выборе текста к родителям, родственникам, учителям, библиотекарям, друзьям. Организатору конкурса рекомендуется предлагать участнику на выбор произведения русских писателей XIX-XX века, современных русских писателей, региональных писателей, зарубежных писателей.
8. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Срок проведения: 1 октября 2018 г. — 25 января 2019 г.
8.2. Проведение предварительных отборочных этапов на школьном, районном, городском уровне (по усмотрению национального куратора конкурса).
Место проведения — школы, библиотеки, культурные центры.
Срок проведения: 25 января – 20 февраля 2019 г.
8.3. Национальный финал.
Место проведения определяется национальным куратором.
Срок проведения: 1-20 марта 2019 г.
8.4. Международный финал.
Место проведения — Международный детский центр «Артек».
Срок проведения: май 2019 г.
9. КОЛИЧЕСТВО КОНКУРСАНТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЭТАПОВ
КОНКУРСА
9.1. Количество участников конкурса не ограничено.
9.2. Количество победителей конкурса на предварительных отборочных этапах — 3 человека на один этап (школа/район/город).
9.3. Количество победителей национального этапа — 3 человека.
9.4. Членам жюри необходимо выбрать победителей национального этапа в трех номинациях:
• Первая номинация: дети из русских семей, проживающих за рубежом (0-1 победитель)
• Вторая номинация: дети из билингвальных семей (1-2 победитель)
9.5. Решение о делении участников на возрастные группы национальный куратор принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием конкурса.
9.6. Количество победителей международного финала –– 3 человека.
10. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ
10.2. Победителями национального этапа конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя национального этапа международного конкурса
юных чтецов ”Живая классика”» (образец диплома будет размещен на сайте в личном кабинете) и путевкой в МДЦ «Артек».
10.3. Победителями международного финала конкурса считаются 3 участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Финалист международного конкурса юных чтецов ”Живая классика”» и подарками от спонсоров конкурса.
11. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
11.1. Путевки в Международный детский центр «Артек» предоставляет Фонд «Живая классика». Проезд участников в место проведения финала и суперфинала оплачивает направляющая сторона, либо законные
представители участника конкурса.
11.2. Финансирование организации и проведения международного финала конкурса в МДЦ «Артек» осуществляется за счет Министерства образования и науки Российской Федерации.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Куратор международного конкурса в России — Лилия Шафранская
skype: Liliia Shafranskaia
tel: +7 911 723 33 15
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (далее — Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать вслух на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.
1.2. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.
1.3. Конкурс проводится ежегодно.
1.4. Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников недопустимо.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
2.1. Целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников.
2.2. Для реализации этой цели конкурс решает следующие задачи:
• развивающие, в том числе формирование привычки к чтению, развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста;
• образовательные, в том числе расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв.,
с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой;
• инфраструктурные, в том числе знакомство школьников с возможностями современных библиотек, создание сетевой среды, пропагандирующей чтение как ценность.
3. УЧРЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ
3.1. Учредителем и организатором Конкурса является Фонд «Живая классика» (далее – Учредитель).
3.2. Руководство организацией и проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет (далее — Оргкомитет), формируемый из писателей, библиотекарей, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей русского языка и литературы, педагогических работников системы дополнительного образования, представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Фонда «Живая классика».
3.3. Оргкомитет утверждает Жюри Конкурса. В составе Жюри должно быть 3-7 человек. В Жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации. Председатель Жюри Конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же Председатель Жюри не может быть избран дважды.
3.4. Руководство организацией и проведением Конкурса в субъектах Российской Федерации осуществляют Региональные кураторы (представители Комитетов/Министерств/Департаментов) образования и науки и Комитетов (Министерств/Департаментов) по культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).
3.7. Члены жюри оценивают выступление каждого конкурсанта в соответствии с критериями, описанными в приложении 2 к настоящему Положению. При оценивании члены жюри пользуются оценочными листами (см. приложение 6).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
4.1. Конкурс проводится в несколько туров:
• подготовительный этап
Рекомендации по организации отдельных туров Конкурса – в приложении 1 к настоящему Положению.
4.2. Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Отказ школьнику в участии на первом – классном – туре Конкурса не допускается. Переход в следующий тур осуществляется по решению жюри Конкурса.
4.4. Конкурсанты, не прошедшие регистрацию на сайте, к участию в Конкурсе не допускаются.
4.5. Регистрацию для участия в Конкурсе может пройти как участник, так и законный представитель участника (родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства).
4.7. Регистрацию на сайте должны пройти как участники, так и ответственные за его проведение в каждом из туров – в классе, школе/учреждении дополнительного образования, районе и регионе.
4.8. Календарь Конкурса на 2019 год представлен в приложении 4 настоящего Положения.
5.1. В ходе конкурсных испытаний участники декламируют отрывки из своих любимых прозаических произведений любых российских или зарубежных авторов XVIII-XXI века.
5.2. В первом – классном – туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного текста по книге или иному источнику. В следующих турах конкурсанты читают текст на память.
5.3. Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
5.4. Продолжительность выступления каждого участника — от 2 до 5 минут. Превышение регламента не допускается.
5.5. Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Однако их использование не является преимуществом и не дает дополнительных баллов.
5.6. Участник Конкурса имеет право выступать в классных, школьных, районных и региональных турах Конкурса как с одним и тем же произведением, так и с разными. Исключением являются выступления в финале и суперфинале, где участник не имеет права менять произведение перед выступлением.
5.7. Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления отрывки из произведений, с которыми ранее не выступали.
6. КВОТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ТУРАМ
6.1. Количество участников первого тура (классного) не ограничено.
6.2. Количество победителей первого тура (классного) – не более 3-х конкурсантов от каждого класса.
6.3. Количество победителей второго тура (школьного) – не более 3-х победителей от каждой школы. Решение о делении участников на возрастные группы школа принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями школьного тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.
6.4. Количество победителей третьего тура (районного / муниципального) – не более 3-х конкурсантов от каждого района/ муниципалитета.
6.5. Количество победителей четвертого тура (регионального) – не более 3-х конкурсантов от каждого региона.
6.6. Количество победителей отборочных туров всероссийского финала Конкурса – не более 15 конкурсантов.
6.7. Количество победителей финала Конкурса – не более 10 конкурсантов.
6.8. Количество победителей суперфинала Конкурса – не более 3 конкурсантов.
6.9. Оргкомитет имеет право в исключительных случаях изменить количество участников Всероссийского финала и суперфинала.
7. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ
7.1. Выступления участников конкурса оцениваются исходя из критериев, представленных в приложении 2 настоящего Положения.
7.8. Победителями Всероссийского финала Конкурса считаются 10 участников, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Суперфиналист Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров Конкурса и возможностью выступить на Красной площади в Москве.
7.9. Победителями Всероссийского Конкурса считаются 3 участника, набравших наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров и путевками в детские летние лагеря «Живая классика».
8. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
8.1. Финансирование Конкурса в регионах осуществляется за счет бюджета региона.
8.2. Финансирование Всероссийского финала Конкурса в МДЦ «Артек» осуществляется за счет Министерства просвещения Российской Федерации.
8.3. Проезд победителей региональных туров Конкурса в Международный детский центр «Артек» осуществляется за счет бюджета региона.
8.4. Проезд суперфиналистов в Москву осуществляется за счет бюджета региона.
8.5. Призы районного, регионального, всероссийского туров Конкурса предоставляет Фонд «Живая классика».
8.6. Медали для победителей региональных этапов Конкурса изготавливает
АО «Гознак».
Приложение 1
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРОВ КОНКУРСА
Первый тур (классный) проводится среди участников одного класса.
1.1 Организатором классного тура может выступить учитель русского языка и литературы, классный руководитель, педагог дополнительного образования.
1.2. На классном этапе организатор предлагает каждому из учеников самостоятельно выбрать книгу, которая произвела самое сильное впечатление (критерии выбора – интерес к проблематике, яркое впечатление, близкие мысли и переживания автора и героев). Выбранные участниками книги не должны повторяться.
1.6. Три победителя классного тура становятся участниками школьного тура.
Второй тур (школьный) проводится среди конкурсантов учреждений общего или дополнительного образования.
2.1. В этом туре конкурса принимают участие по три победителя от каждого класса.
2.2. Ответственным за проведение Конкурса в школе/учреждении дополнительного образования может быть директор, его заместитель, учитель, методист или библиотекарь. От одной школы/учреждения дополнительного образования может быть назначен только один ответственный за проведение Конкурса.
2.3. Участники школьного тура читают выбранный текст наизусть.
2.4. Три победителя школьного тура становятся участниками районного тура.
3. Ответственным за проведение третьего – районного / муниципального тура Конкурса выступает представитель библиотеки/культурного центра/муниципального учреждения дополнительного образования или органа управления образованием (по согласованию с Региональным куратором).
3.2. Районный/ муниципальный тур конкурса может проводиться как без учета возраста участников, так и по возрастным группам. Решение о выделении возрастных групп принимается организаторами районного/ муниципального тура.
4.1. Четвертый тур Конкурса – региональный – проводится в субъектах Российской Федерации. Руководство организацией и проведением регионального тура осуществляют региональные кураторы (представители Комитетов / Министерств / Департаментов) по образованию или культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).
4.2. Региональные кураторы формируют региональный оргкомитет Конкурса и жюри Конкурса в регионе и предоставляют информацию в Оргкомитет Конкурса. Жюри формируется из писателей, актеров, режиссеров, литературоведов, общественных деятелей, деятелей культуры и искусств, учителей литературы. В жюри должно входить не менее пяти человек, количество членов жюри должно быть нечетным.
5.1. Всероссийский финал Конкурса
5.3. Для участия во Всероссийском финале Конкурса региональному куратору необходимо предоставить в Оргкомитет данные билетов в Симферополь (в МДЦ «Артек») победителей и сопровождающих.
5.4. Кураторам всех уровней рекомендуется продолжать работу с участниками Конкурса, не прошедшими на следующий уровень: организовывать участие чтецов в литературных мероприятиях, городских и муниципальных праздниках, приглашать в эфиры на радио, задействовать в других проектах.
Приложение 2
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
1. Выступление участников оценивается по следующим критериям:
1.1. Выбор текста произведения
1.1.1. Произведение, входящее в список часто исполняемых произведений, оценивается в
Произведения, входящие в список часто исполняемых, представлены в Приложении 3.
В случае если прочтение произведения, входящего в список часто исполняемых, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение, то к предыдущей оценке добавляется от
1.1.2. Произведение не входящее в список часто исполняемых:
В случае если произведение не входит в список, представленный в Приложении 3, то оно оценивается в
Максимальное количество баллов по критерию «Выбор текста произведения» –
По данному критерию есть условия, при которых из поставленной оценки баллы могут быть вычтены:
2. выбор отрывка, не понятный вне контекста:
3. произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику:
4. произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником:
1.2. Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей:
1.2.1. Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.
1.2.2. Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию –
1.3. Грамотная речь.
Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения). Оценивается от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию –
1.4. Дикция, расстановка логических ударений, пауз.
Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Оценивается от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию –
2. Максимальное количество баллов по всем критериям оценки –
Оценки участников жюри вносит в оценочный лист (Приложение 6).
Приложение 3
СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.
Зарубежная литература
Г. Х. Андерсен
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А Линдгрен «Пеппи длинный чулок»
О. Генри «Дары волхвов»
Русская литература:
Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»
Алексиевич С. «Цинковые мальчики»
Васильев Б. «А зори здесь тихие»
Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»
Гончаров И. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Горин Г. «Ёжик»
Грин А. «Алые паруса»
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»
Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель — супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»
Екимов Б. «Говори, мама, говори»
Железников В. «Чучело», «В старом танке»
Закруткин В. «Матерь Человеческая»
Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»
Карамзин Н. «Бедная Лиза»
Лермонтов М. «Герой нашего времени»
Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»
Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»
Осеева В. «Динка», «Бабка»
Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
Петросян Т. «Записка»
Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»
Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»
Пономаренко Е. «Леночка»
Постников В. «Жених из 3 Б»
Приставкин А. «Фотография»
Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»
Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
Толстой Л. «Война и мир»
Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»
Архангельская область
Белгородская область
Брянская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Калининградская область
Калужская область
Липецкая область
Ненецкий АО
Новгородская область
Пензенская область
Псковская область
Республика Карелия
Ростовская область
Самарская область
Смоленская область
Тульская область
Удмуртия Республика
Ярославская область
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Карачаево-Черкесия Республика
Кемеровская область
Кировская область
Красноярский край
Магаданская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Пермский край
Приморский край
Республика Бурятия
Республика Татарстан
Рязанская область
Севастополь
Тыва (Тува)
Хабаровский край
Хакасия
Челябинская область
Амурская область
Астраханская область
Владимирская область
Волгоградская область
Иркутская область
Костромская область
Краснодарский край
Мурманская область
Орловская область
Республика Коми
Республика Марий Эл
Саратовская область
Свердловская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тюменская область
Ульяновская область
Чувашия Республика
Адыгея Республика
Башкортостан Республика
Дагестан Республика
Еврейская автономная область
Ингушетия Республика
Кабардино-Балкария Республика
Курганская область
Курская область
Мордовия Республика
Московская область
Нижегородская область
Республика Алтай
Республика Калмыкия
Республика Крым
Республика Северная Осетия-Алания
Саха (Якутия)
Сахалинская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Чечня республика
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
Маргарита Швецова,
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Арина Захарова,
Москва
Приложение 6
№ | ФИ чтеца, автор, название произведения | Критерии оценки | |||||
Выбор текста произведения | Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей: | Грамотная речь | Дикция, расстановка логических ударений, пауз | Всего баллов | |||
Произведение, входящее в список часто исполняемых, оценивается | Произведение, не входящее в список часто исполняемых, оценивается | ||||||
Прочтение произведений входящих в список часто исполняемых, глубоко эмоционально затронувшее слушателей, заставившее по-новому взглянуть на известное произведение — | Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее. | Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать. Оценивается | Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения). Оценивается от | Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка оценивается. | |||
выбор отрывка, не понятный вне контекста: произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику: произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником: | |||||||
0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | ||||
0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | ||||
0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | ||||
0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Лодейнопольская, 5
21 СЕНТЯБРЯ
– Выступление заместителя министра просвещения Т.Ю.Синюгиной
— Президент Фонда «Живая классика» М.В. Смирнова. «Об итогах и перспективах проекта «Живая классика».
– Ректор РУТИ-ГИТИСа Г.А. Заславский, проректор по научной работе ГИТИСа Лосева-Демидова Екатерина Сергеевна «Актер VS чтец»
– к.ф.н., писатель, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета А.А. Аствацатуров «О некоторых тенденциях в современной русской прозе»
– Дискуссия: «Мотивы и стратегии изучения подростками русского языка и литературы за рубежом». Участники дискуссии: кураторы конкурса «Живая классика» из Австралии А.В. Кузьмин, США Т.В. Щелокова, Италии Бакуменко М.А., Узбекистана А.М. Мирзаназарова, ЛНР И.В. Тимофеева, Эстонии М.Э. Тэе, юрист МАПРЯЛ Р.М. Кашка.
22 СЕНТЯБРЯ
– сбор участников.
— Генеральный директор КГАОУ «Краевой центр образования» Хабаровского края Э.В. Шамонова «О создании развивающей среды в школе»
– Обзор новейшей детской литературы глазами участников литературного процесса (участвуют писатели и издатели: М.Р. Орлова, А.Н. Кравченко, Н.С. Дашевская)
— Обзор новейшей детской литературы глазами участников литературного процесса (участвуют писатели и издатели: М.Р. Орлова, А.Н. Кравченко, Н.С. Дашевская)
— Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
– Главный редактор «Учительской газеты» П.Г. Положевец, «Педагог XXI века»
23 СЕНТЯБРЯ
– сбор участников
– д.ф.н., профессор кафедры Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Л.С. Илюшин «Тексты в пространстве школы как ресурс качества образования»
— руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, д.ф.н., профессор, академик РАО В. С. Собкин «Динамика изменения чтения в подростковой субкультуре»
— Основатель проекта InternetUrok М. И.Лазарев, «Школьный бунт». Истоки протестного потенциала молодежи».
— Мастер-класс режиссера и театрального педагога, художественного руководителя Санкт-петербургской школы театра, телевидения и шоу-бизнеса В.И. Николаева «Звучащее слово или актерское мастерство читателя»
– Мастер- класс д.ф.н., профессора РГПУ им. А.И. Герцена, В.А. Ефремова «Как художественный текст (вы)живет в интернете»
13.15 – 14.30 – круглый стол региональных кураторов конкурса «Живая классика», обмен опытом
24 СЕНТЯБРЯ
– сбор участников
д.ф.н., профессор Академии постдипломного образования Н.М. Свирина «Современная детская литература и вызовы времени: темы, герои, тенденции»
– Мастер-класс книжного видеоблоггера У.А. Петрухиной
— Доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей В.А. Шиманская «Чтения вслух как способ развития эмоционального интеллекта»
– ведущий научный сотрудник Ленинградской областной детской библиотеки, к.п.н., доцент Л.В. Степанова «Читающий ребенок — будущее нации»
– Д.п.н. профессор СПбГУ Т.Г. Галактионова «От современности к классике или путешествие туда и обратно»
– «Всероссийская школьная летопись»: итоги и перспективы
(К.В. Мироник, методист, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 4 Кусто)
Ещё возможности