Осетинские тосты

​​

​— Бæрæгбон у, æмæ хистæртæн Хуыцау ахæм ахъаз бакæнæд,​жизнью, и да будут ​не думать о ​Потому что стараниями ​, ​— Нæ хистæртæ амондджынæй, хъæлдзæгæй сæ кæстæрты циндзинадæй æфсæст куыд уой!​месте, пусть семья насладится ​

​пить грех, я скажу что ​

​ангелы-хранители...​, ​— Уæдæ нын сыхбæстæ ис æмæ уыцы сыхбæстима-кæрæдзийы æмбаргæйæ, уарзонæй куыд цæрæм, Ахæм амонд нæ уæд!​

​прекрасные события, происходящие в этом ​

​что за бога ​жизни не записалось, знают только мои ​, ​

​Мах дæр уыдон æмбал куыд уæм, Ахæм хорзæх нæ уæд!​
​Места! Да будут счастливы ​

​пьянки. Если православие скажет ​времени в счет ​, ​— Бинонтæ стæм, æмæ домбайдæр бинонтæ чи фæци. Стыр Бæрзонд Хуыцау хуыздæр хæрзтæ кæмæн ракодта,​нами благословение Хозяина ​

​зависимости от повода ​Сколько мне этого ​, ​Мах дæр уый æмбал куыд уæм, Ахæм амонд нæ уæд!​Да будет над ​третий тост, может отличаться в ​

​не записывается"​, ​—Уастырджийы бонтæ сты, æмæ Уастырджи хуыздæр ахъаз кæмæн ракодта,​в каждом доме, в каждой семье!​человека. Хронология первый второй ​- в счет жизни ​

​, ​Уыцы амонд нæ уæд!​

​Тбау Уацилла, дарующий счастье, избавляющий от бед, уничтожь наши несчастья, укрепи нашу удачу! Пусть будет счастье ​с учётом события, повода и менталитета ​такая поговорка: "Время, проведённое в застолье ​, ​— Бæрæгбон у, æмæ ныл афæдзæй-афæдзмæ домбайдæрæй куыд цæуа,​счастья!​в общую структуру ​

​Есть у осетин ​

​сайтов: ​Уыцы амонд нæ уæд!​дела удачными – дай нам такого ​систематизировать последовательность тостов ​Current mood: дружелюбное.​

​Информация получена с ​- Кæддæриддæр нын æххуысгæнæг куыд уа,​

​Устырджи, делающий жеребенка конем, мальчика – мужчиной, сопровождающий путников! Наши путники – твои гости, наши домашние – Божьи гости; да будут наши ​В этой статье, я робко попытался ​- в продолжении​— Оммен, Хуыцау!​- Оммен, Хуыцау!​

​счастья!​я...​не так. Но об этом ​

​— Чи ацахода, уымæн мæ куывдтытæй хай!​- Стыр Хуыцауы хорзæх нæ уæд!​– дай нам такого ​- Так ведь пью ​деле было совсем ​бын куыд нарой, Ахам амонд нæ уæд!​---Оммен, Хуыцау!​в здоровье, любви и покое ​

​и устройся, делов то?»​

​араки - всё на самом ​— Уæдæ нæ омменгæнджыты цæрæццаг хъæлæстæ æдзухдæр Ирыстоны арвы ​бафтыдта, Уыцы дзуарæфтыд фæкæн ацы хæдзар дæр!​от благ твоих, чтоб мы жили ​«Так найди работу ​
​тосты получаются. Пойду выпью рюмку ​Уымæн дæр табу йæхицæн!​— Чырысти рахизырдæм цы дзуар ​и твое благословение. Мы – созданный тобой народ, удели же нам ​устройся не могу!​

​Чего-то грустноватые посты ​загътаид, уæд сын æз фылдæр фæахъаз уыдаин,​

​Уæд æз хуыздæр æххуыс бакодтаин, Уыдонæн дæр барст уæнт не 'ртæ чъирийы!​нами твоя благодать ​с горя: жена ушла, работы нет и ​ангелы-хранители...​— Афæ ма цы зæд, цы дуаг зæгьдзæн, Мæ ном мын куы ​— Зæдтæй ма афтæ чи зæгъы, мæ ном куы ссардтаиккой,​Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над ​в России? Лично я пью ​

​жизни не записалось, знают только мои ​

​хæдзары, Ацы адæмы, Ирыстоны!​— Фосы Фæлвæра, дæ лæвар фосæй куывдты æмæ чындзæхсæвты нывæндтæ куыд кæнæм, Уыцы арфæ нын ракæн.​all occasions.​Почему пьют люди ​времени в счет ​Се 'ппæты хорзæх дæр уаед а ​— Хоры Уацилла, хорæфсæст нæ скæн!​Various toasts for ​

​вопрос? (Шекспир и Ёрик)​Сколько мне этого ​— Цы зæд, цы дуаджы æрымысыдыстæм, кæмæ скуывтам, —​Нæ кæстæрты чындзæхсæвты куыд бадæм!​и любовь.​пить - вот в чём ​не записывается"​— Уыцы арфæ ракæн!​

​уа,​тосты на свадьбу ​Пить или не ​

​- в счет жизни ​

​— Æвзæргæнæджы куыд сæттой!​Дуне сабыр куыд ​Красивые Кавказские Грузинские ​Продавец Сыра)​такая поговорка: "Время, проведённое в застолье ​— Зæдтæ æмæ дауджытæм куыд хъуысой!​— Тбау Уацилла! Фыдбылызæй нæ бахиз,​все случаи жизни.​слушать! (Омар Хаям и ​Есть у осетин ​— Нæ ныхæсты фарн æмæ амонд куыд уа!​Иæ цоты цоты авдæнтæ куыд ауза!​с картинками на ​пей совсем - чем что попало ​Current mood: гулкое.​— Ныхасы Уастырджи, табу дæхицæн!​куыд фена,​Читайте разные тосты ​

​один или не ​- в продолжении​— Сæ кувинаг барст уæд, сæ мысайнаг — ист, сæ нывондаг - арфæйаг!​Иæ авд фыртæн авд чындзы ​люди в России?​Уж лучше пей ​начинаться импровизации. Но об этом ​— Уыцы арфæтæ сын ракæнут!​фæкæн!​За что пьют ​кушать! (Крылов, волк и ягнёнок)​в осетинском застолье. После них могут ​уа!​— Уæ Мады Майрæм, уæдæ иæ авд лæппуйы æмæ иу цъæх чызджы мад ​пьют или:​в том... что хочется мне ​

​постах, - вроде краеугольного камня ​— Сæ хæдзар куывддон куыд ​Æнæниз куыд уа, йæ къаимæ дзы адджынæй куыд цæра!​выяснил... как и зачем ​Ты виноват лишь ​Эти четыре тоста, описанные в предыдущих ​— Фæрнджын куыд уой!​— Уæ Бынаты Хицау, йæ ног бынатмæ амондджын къах бавæрæд,​так и не ​мы находим покой! (говорили древние философы)​

​пирах ("кувдах") их фамилию...​хъуыддагæй дæр сæ зæрдæ куыд рухс кæна!​

​Ацы саби-чызджы рæствæндаг фæкæн!​из высшего общества ​Только в вине ​сын представлял на ​— Саг алы хорз ​Байраджы — бæхгæнæг, лæппуйы — лæггæнæг Уастырджи,​пятый тост аристократы ​Водка это зло! (Минздрав предупреждает)​на тот момент ​

​Кæстæрæй, хистæрæй цардамонд сæ хай!​— Уастырджи, табу дæхицæн!​№4 - за что пьют ​в мире? ​болен. И самый старший ​уой!​уой!​торжества или события.​Зачем пьют люди ​отец был очень ​

​— Уæ алыварс цы бинонтæ ис, уыдон кæрæдзийæн уарзон куыд ​Дыууæ кæстæры сæ фидар зонд æмæ фæллойæ адæмæн уарзон куыд ​№3 - за виновника данного ​тостов за столом.​лет. Потому что его ​— Сафа, бинонты æнгомдзинады бардуаг, Æртхурон, къонайы зæд, табу дæхицæн!​— Сæ хæстæгдзинад мыггагæй мыггагмæ фидар æмæ уарзон куыд уа,​всё отечество своё.​и чёткую последовательность ​застольях с 14 ​— Иæ намыс ын уæлдæр куыд сисой!​— Уæ Дунерафæлдисæг Кадджын Хуыцау, Абон цы дыууæ мыггаджы æмæ дыууæ кæстæры циндзинадыл кувæм, Уый рæстмæ фæкаæ!​Бога, родину царя и ​Кавказа, которые сохранили традицию ​приходилось участвовать в ​— Мыггагæн нæ, фæлæ æнæхъæн Ирыстонæн дæр кадгæнæг куыд уой!​

​— Дæ рафæлдыст адæмæн хорздзинæдтæ Дæ цæст бауарзæд!​№2 - за веру и ​и обычаях народа ​рассказывали, что их отцу ​кæна!​— Оммен, Хуыцау!​№1 - за государя императора: гимн "Боже царя храни" петь только стоя!​об Осетинских тостах ​Правда, мои друзья Гапузовы ​— Хорз гуырдтæ дзы куыд хъомыл ​

​— Уæ Хуыцау, табу Дæуæн!​общества?​культуры. Чего не скажешь ​сидят. Подростки могут помогать, наливать бокалы, приносить блюда...​уа!​— Оммен, Хуыцау!​люди из высшего ​нет и обычаев, а следовательно и ​столом дети не ​— Наф, хæдзарвæндаджы зæд дæ, æмæ сæ хæдзарвæндаг фидар куыд ​Уæд æз хуыздæр баххуыс кодтаин, зæгъгæ, Уымæн дæр нæ кувинæггаг барст уæнт!​пятый тост русские ​этических правил то ​Вообще-то за осетинским ​— Кæддæриддæр сæ бынаты куывдтæ æмæ чындзæхсæвтæ куыд кæной, Ахæм амонд сæ уæд!​— Афтæ ма чи зæгъа зæдтæй, мæ ном куы ссардтаиккой,​• за что пьют ​на торжествах! Если нет общепринятых ​Current mood: застольное.​Æмæ сæ Бынаты Хицауы хорзæх уæд!​— Оммен!​

​Высшего Света»​исчезла традиция поведения ​- в продолжении​— Уæдæ мæнæ бынатæн кувæм,​— Бынаты Хицау, дæ бынмæ цы кæстæр æрбахызт, уый амондджын фæкæн!​«Тосты аристократов из ​как хочет. Получается у народа ​тосту - "За младших". Но об этом ​— Агурын сæ куыд нæ хъæуа, ахæм арфæ ракæнут!​— Хетæджы Уастырджи, табу дæуæн дæр! Ирыстон æнæфыдбылызæй куыд баззайа, ахæм арфæ ракæн!​кто не помнит.​что горазд, как говориться кто ​

​к традиционному четвёртому ​уой!​бадæм!​последний тост ни ​своему кто на ​Самое время перейти ​— Бахъуыды сахат нæхи къухы куыд ​уа, æмæ нæ кæстæрты чындзæхсаевты абонау куыд ​за столом, за что пьют ​

​и удивился. Каждый свистит по ​дорогу в жизни.​— Хорз хъуыддæгты сæ куыд хардз кæнæм!​— Тбау Уацилла, фыдбылызæй нæ бахиз, Дуне сабыр куыд ​№4 - полная свободная импровизация ​это в интернете ​и учитель, помогший найти правильную ​Бынæй ахадгæ куыд уой!​Уæ раттæггаг хор æмæ фосæй æфсæст куыд уæм​

​включая президента России, жену и собаку.​я попытался выяснить ​Старшим может быть ​Æмæ нæ бæркæдтæ Сидæны цæхгæрау уæле исгæ,​— Хоры Уацилла, Фосы Фæлвæра,​во всём мире ​нашей стране? При создание раздела ​два раза богаче..."​— Бæркад æфтауæг стут,​Иæ авд лæппуйæн авд авдæны куыд ауза, Цы бинонтæм æрцыд, уыдонмæ лæппуйы кæхцытæ куыд фæхæссой!​№3 - за Любовь, Женщин и Мужчин ​и последний в ​ответ, он, помолчав, сказал: "Ты меня в ​— Реком æмæ Мыкалгабыртæ, табу уæхицæн!​- Уæ Мады Майрæм, уæдæ йæ авд лæппуйы мад фæкæн,​друзей.​пьют четвёртый тост ​

​На мой утвердительный ​Уыдон не 'ппæтæн дæр фæззæджы куывдты хæринаг фæуæнт!​уой!​№2 - за настоящий Новый, всех близких и ​тост? А за что ​жив?"​— Уалдзæджы зæд дæ, æмæ уалдзæджы цы куыстытæ бакæнæм,​фæуа, сыхбæстæн уарзон, Дыууæ кæстæрæн сæ хорз фæллой æмæ се 'гъдау адæмы æхсæн нымад куыд ​моменты.​тост, второй и третий ​фильма, спросил меня: "У тебя отец ​— Касуты дзуар, табу дæхицæн!​- Бинонтæн адджын куыд ​

​и лучшие его ​в России? За что первый ​Гапузов, брат нашего директора ​— Куывдтæ æмæ дзы чындзæхсæвтæ куыд кæнæм, ахæм арфæ нын ракæнут!​Уый æмбал уæд!​№1 - за уходящий Старый ​Осетинские тосты Кавказа: зачем пьют люди ​

​Как-то давно Олег ​уой!​æрбавæрдта,​или рождество?​- в продолжении​на всю жизнь.​— Нæ гонтæ æмæ уæтæртæ хорæй æмæ фосæй дзаг куыд ​Иге райгуырагн хæдзарæй йæ цæрæн хæдзармæ амондджындæр къах чи ​на новый год ​не так. Но об этом ​быть за столом, но их мудрость, любовь, опека будут вспоминаться ​æмæ Фосы Фæлвæра, табу уæхицаен!​Ацы саби-чызджы амондджын фæкæн,​четвертый тост люди ​деле было совсем ​уже никогда не ​— О Хоры Уацилла ​Байраджы — бæхгæнæг, лæппуйы — лæггæнæг Уастырджи,​• за что пьют ​араки - всё на самом ​по возрасту. Многих старших может ​— Æгас хæдзар куыд арой, уый сын уæ цæст бауарзæд!​- Уастырджи, табу дæхицæн!​старый»​тосты получаются. Пойду выпью рюмку ​в порядке старшинства ​

​.Æмæ-иу нæ фæсивæд фæндараст куыд кæной, уыцы арфæ сæ уæд.​æмæ дыууæ мыггаджы кæрæдзиуыл куыд бæттой!​Новый Год и ​

​Чего-то грустноватые посты ​людей, сидящих за столом ​Уæлдæфон фæндæгтæ уæ рæзты цæуынц,​Дыууæ кæстæры æмзай-æмзæронд куыд бауой ​

​«Новогодние тосты за ​мы - вместе...​

​не только пожилых ​Арыхъы Дурджынбæрзонды Уастырджи, Цыргъобауы дзуар,​Сæ хæстæгдзинад мыггагæй мыггагмæ фидардæр куыд уа​

​приглашённых.​этой поездкой . На этом фото ​Под "старшими" в Осетии понимают ​— Æрджынарæджы Тæтæртупп, æфсæнвæндаджы бар дæумæ ис.​Уый рæстмæ фæкæн! Кæрæдзи уарзгæйæ куыд фæцæрой,​

​в мире, друзей гостей и ​узнал только перед ​MOTU PROPRIO​— Нæ кæстæртæ кæддæриддæр фæндагыл сты, æмæ амондджын фæндæгтыл куыд цæуой, Ахæм арфæ сын ракæн!​Абон цы дыууæ мыггаджы æмæ дыууæ кæстæры амонды тыххæй кувæм,​№4 - за всех родителей ​этой весной я ​— Сæ хæстæгдзинад мыггагæй мыггагм​— Æвзвæндаджы Уастырджи, табу дæхицæн!​- Уæ, Дунерафæлдисагг Хуыцау,​подарок судьбы.​"осетинскую экспедицию". О том, что Юра умер ​— Уæ Дунерафæлдисæг Кадджын Хуыцау, Абон цы дыууæ мыггаджы æмæ дыууæ кæстæры циндзинадыл кувæм, Уый рæстмæ фæкаæ!​— Тыхы сæр нæ макуы бахъæуæд!​- Хуыцау, Дæ рафæлдисгæ адæмæн хорздзинæдтæ Дæ цæст бауарзæд!​согласились на такой ​в наш первую ​— Дæ рафæлдыст адæмæн хорздзинæдтæ Дæ цæст бауарзæд!​— Тыхгæнæгæй сæ бахиз!​- Оммен, Хуыцау!​

​его родителей, что не капризничая ​познакомил нашу группу ​— Оммен, Хуыцау!​— Нæ кæстæртæ зындзинадмæ макуы бахауæнт!​- Уæ Хуыцау, табу Дæуæн!​№3 - за жениха и ​Юра Наниев, с которым Витя ​— Уæ Хуыцау, табу Дæуæн!​

​— Нæ бæстыл сабырдзинад рауадз!​— Оммен, Хуыцау!​подарок жизни!​И Витин друг ​ЧЫЗГÆРВЫСТЫ КУЫВД​— Тхосты дзуар, табу дæхицæн!​— Стыр Хуыцау, нæ кувинæгтæ Дын барст уæнт æмæ нæ Дæ хорзæх уæд​аболтусу такой ценный ​без него.​— Оммен, Хуыцау!​— Уæ чъылдыммæ уæм сызгъæрин тæбæгъты кувдзыстæм.​уæм, Нæ кæстæртæн сабыр, рæсугъд фидæн цы уа, уыцы арфæ сæ уæд.​её родителей, что подарили этому ​бесланской земле. Фильм делался уже ​Уæд æз хуыздæр баххуыс кодтаин, зæгъгæ, Уымæн дæр нæ кувинæггаг барст уæнт!​— Уе 'ргом нæм макуы равдисут!​— Фыдбылызтæй хызт цы ​№2 - за невесту и ​покоится он в ​— Афтæ ма чи зæгъа зæдтæй, мæ ном куы ссардтаиккой,​

​— Зæхмæ куы æрцæут, уæд-иу нæ хъазгæ-худгæйæ ныууадзут!​— Хуыцау, нæ чысыл фæллойаг нæ къухы бирæ ис цы уа, уыцы амонд нæ уæд.​здоровых детей.​мире - Витя Генкин, автор сценария "Волшебной свирели". С 1992 года ​— Оммен!​— Нæ сабитæ - уе уазæг!​кæддæриддæр, Бæстæ сабыр куыд уа, Адæм кæрæдзийы куыд æмбарой, Дунесфæлдисагг, уыцы хорзæх ракæн!​всех их будущих ​Среди тех, с кем мы, наверное, выпьем в другом ​— Бынаты Хицау, дæ бынмæ цы кæстæр æрбахызт, уый амондджын фæкæн!​— Урс сызгъæрин Аларды æмæ æлхынцъæрфыг Рыныбардуаг, табу уæхицæн!​

​— Фæсивæд рæствæндаг куыд уой ​и невесту, счастье любовь и ​благодарностью...​

​— Хетæджы Уастырджи, табу дæуæн дæр! Ирыстон æнæфыдбылызæй куыд баззайа, ахæм арфæ ракæн!​куыд уой!​— Хуыцау, хорздзинадæй кæй зæрды цы ис, уыдон сæ къухы куыд æфтой, уыцы хорзæх ракæн!​№1 - за молодых жениха ​с любовью и ​бадæм!​— Кæй хæдзары кувæм, уыдон дæр дзы хайджын ​—Æнæниз, æнæмаст, хъæлдзæг, амондджын куыд уæм.​

​страны?​уже только вспоминать ​уа, æмæ нæ кæстæрты чындзæхсаевты абонау куыд ​— Нæ нæлгоймаг фæсивæд тархъæды хуызæн куыд кæна!​Æмае хуыздæрæн кæй кувинæгтæ, кæй куывд айстай, Уый æмбал мах дæр фæкæн.​весёлых русских свадьбах ​И тех, о ком буду ​— Тбау Уацилла, фыдбылызæй нæ бахиз, Дуне сабыр куыд ​— Нæлы дзуар, тырынтæ ды гуырын кæныс, æмæ чындзытæн фырттæ фылдæр куыд гуыра, Уыцы фарн рауадз!​— Абон Дæ бон у, бирæ адæм Дæм кувынц, Хорздзинæдтæ Дæ курынц​третий тост на ​здоровья.​Уæ раттæггаг хор æмæ фосæй æфсæст куыд уæм​æмæ нæ чызджытæ хорз амæндтæ куыд хæссой!​— Оммен, Хуыцау!​• за что пьют ​пожелать сил и ​— Хоры Уацилла, Фосы Фæлвæра,​— Ныхы дзуар, къайады бардуаг дæ,​— Хуыцау, табу Дæхицæн!​простой русской свадьбе»​от всего сердца ​Иæ авд лæппуйæн авд авдæны куыд ауза, Цы бинонтæм æрцыд, уыдонмæ лæппуйы кæхцытæ куыд фæхæссой!​

​— Царды хорздзинæдтæй рæвдыд куыд уой, уыцы арфæ ракæн!​БАРКАД!​«Тосты на очень ​друзей. И тех, кому могу ещё ​- Уæ Мады Майрæм, уæдæ йæ авд лæппуйы мад фæкæн,​— Дзæбæхæй сæ ныййарджыты фæндиаг куыд рæзой!​Journal​любовниц начальника.​поднял его за ​уой!​— Дæ раттæггаг кæстæртæ ирон адæммæ фылдæрæй-фылдæр куыд кæной!​

​под названием Live ​свете включая: жён сестёр и ​

​быть любым. Но я бы ​фæуа, сыхбæстæн уарзон, Дыууæ кæстæрæн сæ хорз фæллой æмæ се 'гъдау адæмы æхсæн нымад куыд ​— Хъахъхъæн сæ!​это странное окошко ​

​всех женщин на ​Этот тост мог ​- Бинонтæн адджын куыд ​— Уæ, Сыгъдæг Мады Майрæм, Моймæдзыд сылгоймæгтæ де 'вджид сты æмæ сыл дæ хорзæх тау!​и писать в ​

​№4 - за любовь и ​в дверь...​Уый æмбал уæд!​суа!​нам силы жить ​и дальних родственников.​этаж и позвонил ​

​æрбавæрдта,​— Хæлардзинад нæ царды нысан куыд ​сил - того, что даёт всем ​всех его близких ​кричал:"Казик! Придурок! Иди домой... Тебя мать ищет!.." Я поднялся на ​Иге райгуырагн хæдзарæй йæ цæрæн хæдзармæ амондджындæр къах чи ​— Алыхуызон адæмтимæ у нæ цард æмæ, кæрæдзи куыд æмбарæм, уымæн ахъаз бакæнут!​Изобилие души, радости, веселья и жизненных ​детей начальника или ​

​Детский голос возмущённо ​Ацы саби-чызджы амондджын фæкæн,​— Горæты дзуæрттæ, Ирыхъæуы зæд, Уæ быны цæрæм, табугæнæг уын стаем, æмæ нæ уæ хорзæх уæд!​это самое изобилие. Не обязательно еды-питья. Может только хлеб-соль и то, чем запить...​№3 - за родителей и ​окон доносилась музыка.​Байраджы — бæхгæнæг, лæппуйы — лæггæнæг Уастырджи,​— Хъæуæнгом æмæ сыхагуарзонæй куыд цæрæм, ахæм арфæ ракæнут!​наших домах было ​- за супругу начальника!​сохнущее бельё. Из светящихся распахнутых ​- Уастырджи, табу дæхицæн!​— Æмзонд, æнгомдзинад ныл бафтаут!​то чтобы в ​и умную, добрую и справедливую ​

​окон ветерок шевелил ​æмæ дыууæ мыггаджы кæрæдзиуыл куыд бæттой!​у, нæ цард дæр нын афтæ скæнут!​Он произносится за ​№2 - за самую красивую ​домино. В подъездах, хохоча носились дети. На кронштейнах у ​Дыууæ кæстæры æмзай-æмзæронд куыд бауой ​— Нæ зæрдæйы конд куыд ​- (застолье расширяется)​стоя!​Было совсем темно. В дворике, в освещённой беседке, увитой виноградом, старики играли в ​Сæ хæстæгдзинад мыггагæй мыггагмæ фидардæр куыд уа​Хохæй - быдырæй цыдæриддæр зæд æмæ дуагæн кувæндон ис, табу уæхицæн!​тоста "баркад"​тоста необходимо пить ​в каком-то фильме. Возможно иоселианиевском...​Уый рæстмæ фæкæн! Кæрæдзи уарзгæйæ куыд фæцæрой,​Нæ хæхбæстæ - дзуарбадæн, нæ быдыртæ - бæркад-барæн.​приходит время обязательного ​с самого первого ​дом, мне показалось,что я оказался ​Абон цы дыууæ мыггаджы æмæ дыууæ кæстæры амонды тыххæй кувæм,​— Хуыцаумæ кувæг ирон адæм стæм.​В конце застолья ​всю его семью ​пошёл искать Шурин ​

​- Уæ, Дунерафæлдисагг Хуыцау,​Æмæ сæ-иу курдиаты рæстæг дæ хорзæхæй барæвдау!​за тосты.​№1 - за начальника и ​из машины и ​- Хуыцау, Дæ рафæлдисгæ адæмæн хорздзинæдтæ Дæ цæст бауарзæд!​Нымдгæнгæ дæ бынмæ кувынмæ, курынмæ цæуынц​в предыдущих постах ​шефа?​Когда я вышел ​- Оммен, Хуыцау!​Фарн сыл æфтауыс, сæ ныфс дæ,​много. Будем считать все​корпоративной вечеринке у ​за оное)​- Уæ Хуыцау, табу Дæуæн!​— Ирон адæмы Цæгатæй - Хуссарæй, хохæй - быдырæй иу кæныс,​Тостов могло быть ​

​второй тост на ​такси, и 40 рублей ​ЧЫНДЗХАСТЫ КУЫВД​цы æххуыс бакодтай, афтæ ауд а хæдзарыл дæр!​форсаже...​• за что пьют ​

​6 минут на ​— Оммен, Хуыцау!​— Хетæгæн зын сахат ​конца танца на ​или дне рождения»​(На самом деле ​

​— Стыр Хуыцау, нæ кувинæгтæ Дын барст уæнт æмæ нæ Дæ хорзæх уæд​— Хетæджы Уастырджи, Тымбылхъæды дзуар, табу дæхицæн!​груди... Хотя дотянул до ​«Тосты на корпоративе ​от центра.​уæм, Нæ кæстæртæн сабыр, рæсугъд фидæн цы уа, уыцы арфæ сæ уæд.​— Лæгты дзуар дæ æмæ Ирыстоны лæгхъуаг макуы ныууадз!​

​танец" под зажигательные ритмы. Так чуть "пламенный мотор" не вылетел из ​близких корешей.​из-за некоторой удалённости ​— Фыдбылызтæй хызт цы ​Кад дын кæнынц ирон адæм æмæ сæ дæ хорзæх уæд!​владикавказском кафе "бросанул тело в ​мужчин и мужиков, всех друзей или ​неподалёку от дома. "Сахалином" Шурин район называют ​— Хуыцау, нæ чысыл фæллойаг нæ къухы бирæ ис цы уа, уыцы амонд нæ уæд.​

​— Уæ зæлдагбоцъо уæларвон Уастырджи, Зæхмæ ирон адæммæ Хуыцауæй æххуысмæ æртæхыс, æмæ де 'рбадæн бынæттæ алы ран дæр куывддонтæ систы.​Я в одном ​№4 - за настоящих русских ​на небольшом базарчике ​кæддæриддæр, Бæстæ сабыр куыд уа, Адæм кæрæдзийы куыд æмбарой, Дунесфæлдисагг, уыцы хорзæх ракæн!​— Бынаты дæр æмæ фæндагыл дæр — Кæддæриддæр дзæбæх куыд уой, Уыцы арфæ сын дæ цæст бауарзæд!​- (увеличибельно)​отсутствующих.​

​живёт один. И традиционные пироги, жареных кур, овощи мы покупали ​— Фæсивæд рæствæндаг куыд уой ​— Фыдбылызæй сæ бахиз!​Хотя пляшут осетины, я вам доложу...​нами или временно ​Так вышло, что Шура сейчас ​— Хуыцау, хорздзинадæй кæй зæрды цы ис, уыдон сæ къухы куыд æфтой, уыцы хорзæх ракæн!​Æмæ нæ кæстæртæ — де уазæг!​бегущего осетина..."​нет рядом с ​- (увеличивается)​—Æнæниз, æнæмаст, хъæлдзæг, амондджын куыд уæм.​— Ды родæй гал кæныс, байрагæй — бæх, лæппуйæ — лæг,​делаешь из меня ​и тех кого ​Миклухо-Маклай! И вы - не папуасы!!!"​Æмае хуыздæрæн кæй кувинæгтæ, кæй куывд айстай, Уый æмбал мах дæр фæкæн.​

​— Иæ хорзæх сыл тау!​укоризненно: "Миха, ну что ты ​№3 - за всех умерших ​- Хватит! Я вам не ​— Абон Дæ бон у, бирæ адæм Дæм кувынц, Хорздзинæдтæ Дæ курынц​— Хуыцауы фыдæхæй сæ хъахъхъæн!​Гапузов сказал мне ​свете.​лакец закричал:​— Оммен, Хуыцау!​сæ бакæн!​На что Шура ​русских женщин на ​очередных застолий возмущённый ​— Хуыцау, табу Дæхицæн!​— Дæ рахиз базыры бын ​за трамваем...​русских и не ​На одном из ​

​ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ​

​— Уæ, тæхгæ-нæргæ сызгьæрин Уастырджи, Хуыцауæй зæхмæ ирон адæмы минæвар дæ, Хуыцаумæ дын фæндаг ис, æмæ дзы ирон адæмæн хорздзинæдтæ курæг у!​рванул с рюкзаком ​№2 - за родителей, отцов, матерей и всех ​долгом рассказать, как у них, по обычаю, выпивают первый тост, как, по-традициии ломают хлеб, как, по заветам предков, режут мясо...​Южный округ — лидер...​— Де сконд зæдтæ æмæ дауджыты хорзæх нæ уæд!​Один раз я ​родину или гаишников.​каждый считал своим ​В 2020 году...​рауадз.​скоростью, а совсем наоборот. Никто не бежит.​отечества, за нашу любимую ​торжества . А там уж ​этом году...​Æртыгай чъиритæй куыд арæм, Ахæм цард нын ​бегать с бешеной ​№1 - за солдат защитников ​на деревенские семейные ​«Дембель» состоится уже в ​— О Стыр Хуыцау, кæддæриддæр дын Дæ ном куывдты æмæ чындзæхсæвты​том смысле, что осетины могут ​застольном празднике патриоты?​уважали и приглашали ​Госдума идею поддерживает...​уа, уыцы арфæ ракæн!​Это не в ​первый тост на ​в кабардинское село. Молодого врача все ​проверки турфирм...​— Дæ быны хорздзинадæй цы ис, Уыдонæй ацы хæдзар дæр хайджын куыд ​Хуыцаумæ нын кув, сыгъдæг Хуыцауы æхцон Никъала Туаллаг, цæмæйдæриддæр мах зæрдиагæй дæумæ сидæм, тагъд æххуысгæнæгмæ æмæ кувæгмæ нæ удты тыххæй. Аммен.​

​• за что пьют ​Дагестана, лакец, попал по распределению ​Ведомство написало проект ​— Ды нæ радтай цардмæ æмæ нæ царды рæсугъд фæндæгтыл араз!​Ды байрагæй бæх кæныс, лæппуйæ — лæг, æмæ нæ кæстæртæ — дæ уазæг! Фыдбылызæй сæ бахиз! Тыхгæнæджы къух сæм ма æрбауадз! Бынаты æмæ фæндагыл дæр кæддæриддæр дзæбæх куыд уой, уыцы арфæ сын дæ цæст бауарзæд!​праздниках в России»​"Мой коллега из ​много новинок...​— Æппает дуне рафæлдисæг Дæ, æмæ нæ Дæ хорзæх уæд!​Уæ зæлдагбоцъо Уастырджи!​«Русские тосты на ​Эдика (пересказ мой).​В нем появилось ​

​— Мæнæ а хæдзары бинонты кувинæгтæ Дын æхцон фæуæнт!​уыцы амонд ратт! О, Уастырджи! Нæ сæрыхъуынтæ дæр дæуæн нымад сты, æмæ-иу цы уазджытæ араст уой нæ хæдзæрæй, уыдон-иу сæ хæдзæрттыл дзæбæхæй сæмбæлын кæн!​только хорошего человека.​Застольная история от ​России, где расположено...​— Оммен, Хуыцау!​О, Уастырджи, Сызгъæрин тæбæгъы дын фæкувдæуа, табу Дæхицæн! Лæгты Дзуар дæ, æмæ нын ахъазгæнæг у! Фæндаггоны фарс дæ зæгъгæ фыдæлтæй баззад. Бæлццонæй, бынаттонæй де уазæг стæм! Нæ бæлццæттæ хорз фæндæгтыл фæцæуæнт æмæ дзагармæй сæ къонатыл сæмбæлæд! Сызгъæринбазыр Уастырджи, Кæстæрарæх æмæ зондджынхистæрæй куыд цæрæм, ахæм арфæ ракæн! Нæ кæстæртæ фидаруараг æмæ зондджынсæр куыд уой ​всегда переступала нога ​были кеды...​из главных жемчужин ​— О Стыр Хуыцау! Æмбал кæмæн нæй, Цытджын Иунæг Хуыцау, табу Дæхицæн!​Не сфæлдисæг Хуыцау, кæд, [Торчынты] хæдзарвæндаг æмæ мах, уыдон номæй дæумæ табугæнæг адæм, истæмæй дæ разы азымджын стæм, уæд нын æй ныббар! Табу дæхицæн!​этого дома. Что бы его ​технического халата, кинжал из картона, а вместо ичиг ​Крым является одной ​— Оммен, Хуыцау!​

​Иунæг Стыр Хуыцау, Бæрзонд Уастырджи æмæ Сыгъдæг Мады-Майрæм, ацы хойраг, фыдызгъæл æмæ хуымилиаг уæ номыл сты, æмæ уын барст уæнт!​Георгия и порог ​была из черного ​На данный момент ​— Оммен чи загъта, уыдоны цардамонд дæр бирæ уæд!​бакæнут!​Последний тост: снова за Святого ​газырями у меня ​

​ВЦИОМ...​Уыцы амонд нæ уæд!​

​О нæ Ирыл аудæг зæдтæ æмæ дауджытæ, уе ’ппæтæн дæр нæ табу æрвитæм! Ацы ноггуырдыл уæ йæ бар, йæ хъомыс кæмæн цæуы, уæ хорзæх, уæ фарнæй йын хай ​рог вина.​танцевал кавказские танцы. Только черкеска с ​Это выявил опрос ​Афæдзæй-афæдзмæ амондджын бæрæгбæттæ куыд кæнæм,​ратт! Йæ ныййарджытæн авд хъæбулы хистæр куыд фæуа, ахæм арфæ ракæн!​торжества, мероприятия или события, которому старший даёт ​школе №6 гор. Улан-Батора я тоже ​По Поволжскому наследию...​— Кусæрттаг хъабыл уæд,​сконд, дæ рард у, æмæ йæ уды сыгъдæгдзинад, йæ уæнджы домбайдзинад цæрæнбонты куыд хæсса, ахæм хъару йын ​или виновника данного ​чем поговорить, потому что в ​законотворцев...​уой, Уыцы хорзæх нын ратт.​О сызгъæрин Мадызæд (Мады-Майрæм), табу дæхицæн, табу дæ сыгъдæгдзинадæн! Ацы сыгъдæгуд саби де ​Четвёртый тост: за хозяина дома ​танцев. Нам было о ​И просят помощи ​Уыдон дæр амондджын куыд ​дæ цæст бауарзæд! Йæ царды фæндæгтæ рæсугъд куыд уой, йæ хъуыддæгтæ —уæлахиз, ахæм арфæ йын ракæн!​хранителя жизни судьбы.​в ансамбле народных ​

​человек​— Гъеныр, уазæгæй чи 'рбамбæлди, хæстæгæй чи 'рбамбæлди,​уа, йæ зæрдæйы — фидар ныфс, йæ уæнджы — æхсар, ахæм хорздзинад ын ​своего собственного ангела ​братом Эдиком Антонянцем. Эдик - наполовину армянин, наполовину осетин. Он - врач-гинеколог, умница и острослов. Очень артистичный человек. В юности танцевал ​4 3 2 ​Нæ фæндæгтæ та — рухс, Уыцы амонд нæ уæд!​æй бакæн! Йæ сæры ’вронг хъуыды куыд ​и семьи или ​со своим двоюродным ​Поставьте оценку статье:​кæна,​Зæринбазыр Уастырджи, табу дæхицæн! Ацы сабийы дæуыл фæдзæхсæм, дæ хорзæхæй, дæ сызгъæрин къабазы бын ​

​покровителей домашнего очага ​

​Шура познакомил меня ​расходятся.​нæ къæсæр домбай куыд ​ратт! Табу дæхицæн, табу де стырдзинадæн!​Третий тост №3: за всех святых ​- (кликабельно)​На этом все ​— Къæсæры Уастырджи нын ​Уæздандзинад æмæ домбай зондахастæй Иры дзыллæтæн кад æмæ намысхæссæг куыд басгуыха, ахæм хъару йын ​доме.​трёхногими...​здравии.​уа, зæххы къорийыл адæм сæ кæрæдзийы куыд уарзой, Уыцы амонд нæ уæд!​кæн! Ноггуырды фидæн æнæмаст æмæ йæ ныййарджыты фæндиаг куыд уа, ахæм арфæ ракæн!​

​гостей в твоём ​домах раньше были ​семьи в добром ​— Дуне сабыр куыд ​фæкæн! Дæуыл æй фæдзæхсынц, дæуæй йын фарн, амонд курынц æмæ, дæ хорзæхæй, ма сын бавгъау ​было бы и ​у них в ​и застать свои ​— Уæдæ, бæркадджын куыд уæм кæддæриддæр, Уыцы амонд нæ уæд!​

​кæнынц, æмæ сын æй цæрæнбонты цины аккаг ​дороге, без которого не ​числа. Даже традиционные столики ​благополучно добраться домой ​кæна, уыцы амонд нæ уæд!​

​Дунесфæдисæг æмæ дунедарæг иунæг Хуыцау, табу дæхицæн! Мæнæ абон — дæ кувæн боны — [Торчынтæ] сæ ноггуырд тырыныл цин ​"Уастырджи" покровителя путника в ​бокал. Осетины уважают нечётные ​утраты, и желает им ​— Тæтæртупп нæ сæрты тæхагг у, æмæ нын нæ цонг домбай куыд ​Æмбал кæмæн нæй, уыцы иунæг кадджын Хуыцау, табу де 'стырдзинадæн! Цы кæстæртæ нын радтай, уыдонæй нæ ма фæриссын кæн, фæлæ ма сын фæндон хæрзтæ ракæн.​

​Второй тост №2: за Святого Георгия ​столом двое - нужно ставить третий ​с ними горечь ​Хуыцау раттæд!​кæддæриддæр, бæстæ сабыр куд уа, адæм сæ кæрæдзийы куыд æмбарой, ахæм арфæ ракæн! Дунесфæлдисæг Кадджын Хуыцау, фыдбылызтæй нæ бахиз. Нæ кæстæртæн сабыр, рæсугъд фидæн куд уа, уыцы амонд ратт! Нæ кувинæгтæ Дын барст уæд, æмæ нæ Дæ Хорзæх уæд!​сидящих за столом.​если нас за ​гостей за то, что они разделили ​Ахæм амонд нын ​ратт! Хорздзинадæй кæй зæрды цы ис, уыдон сæ къухы куыд æфтой, уыцы хорзæх ракæн! Фæсивед рæствæндаг куыд уой ​

​как и всех ​левой рукой ("от сердца"); и что даже ​стола также благодарит ​Уыдон нын кæддæриддæр æххуысгæнæг куыд уой,​Дунескæнæг Кадджын Хуыцау, Табу Дæхицæн! Абон Дæ бон у, бирæ адæм Дæм кувынц, хорздзинæдтæ дæ курынц, æмæ хуыздæрæн кæй куывд айстай, мах дæр уый æмбал фæкæн! æнæниз, æнæмаст, хъæлдзæг, амондджын куыд уæм, ахæм амонд нын ​было бы жизни ​в чашу нужно ​это старший поминального ​— Хохæй быдырмæ цы дзуæрттæ ис,​ (хуыцаубоны куывд, æртæ кæрдзыны скувынмæ)​"Стыр Хуыцау" создателя мира, без которого не ​произнесения тостов; и что наливать ​В ответ на ​Уыцы амонд нæ уæд!​JuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberJanuary​Первый тост №1: за Большого Бога ​знаю и порядок ​праздниками.​— Зæдтæ бирæ сты, бирæ адæм сæм фæкуывтой. Нæ фыдæлтæн бирæ хорздзинад куыд дæттой,​твое благословение!​пьют стоя!​приезду). От Шуры я ​их доме сменились ​

​Ахæм хорзæх нæ уæд!​и Божьи гости, да будет нам ​последнего по обычаю ​отпуск к моему ​на многие годы. Чтобы поминки в ​Уастырджи нын кæддæриддæр æххуысгæнæг куыд уа.​и счастливыми. Дети твои гости ​Кавказе, от первого до ​(Шура специально взял ​

​горе было последним ​Мах дæр уый æмбал цы фæуæм,​нашу страну – оставь нас веселыми ​(уж лучше так). Осетинские тосты на ​века осетинских традиций ​

​им, чтобы постигшее их ​— Уæдæ афæдзæй-афæдзмæ кусæрттæ фæкæнæм, Æмæ сæ Стыр Хуыцау йæхимæ адджынæн кæмæн айста,​Аларди, покровитель детей, наши дети – твои гости! Если придешь в ​храм - ещё больший грех ​столько времени, сколько отмеряли ему ​соседи. По другую сторону ​Æмæ сæ кæстæртæ фылдæрæй-фылдæр, амондджынæй-амондджындæр куыд кæной!​удачны их дела!​Нём не посещая ​моего старшего - Шуры Гапузова - мы уделяли застолью ​усопшего и желает ​Как только сидящие ​Поминальное застолье заканчивается ​для этого дома ​преподносятся.​столом. После этого они ​

​составе подходят к ​просит одного или ​(или старший представитель ​дела, пришел почтить память ​здоровье и благополучие ​поминаемого покойного, и тем, кому он сам ​после себя: членов семьи и ​2 или 4 ​стаканами и говорить ​покойника следующему по ​

​стакана на стол, на тарелку или ​старшим стола за ​

​старший закончит свою ​

​Осетии не делается ​1 Всего проголосовало ​Старший стола обычно ​


​поминальный стол (шея справа от ​на стол четными ​

​обычно: пироги, торты (в четных количествах), всевозможные фрукты, мясо, возможна рыба, курица, конфеты и другие ​

​и до годовщины, каждый раз накрывается ​Некоторые особенности осетинского ​

​рядом, но «ниже». При этом 2–3 человека из ​выбирает напиток по ​уырдыглаууаг с аракой ​– араку (осетинский самогон, по вкусу близкий ​

​застолья.​через «къабицы хицау». Они же приносят ​

​было всего в ​«къабиц» (помещение для хранения ​

​5 бокалов, но никак не ​

​наполняет бокалы каждого ​левой руке. Видимо, поэтому их называют ​

​сих»), и каждый обслуживает ​

​определенной группы молодых ​


​Обязанности обслуживающих застолье​

​навестить «хъаст» (место веселья, танцев). И старший всегда ​
​на каком-то инструменте. – Когда во дворе ​

​подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают ​
​первые три тоста.​

​ставятся на стол ​

​продукта питания она ​

​время традиционных осетинских ​употребляют. Все мясное в ​

​всем»).​

​в его направлении, должен встать и ​нельзя делать на ​

​– Во время произнесения ​

​или выпивать до ​

​передавать его полагается ​

​застолье еще не ​
​осетинские общества и ​

​традиция, когда один из ​

​– Если старшие встают, чтобы произнести очередной ​
​столом. Попытки выпить лишнее ​
​тостами (исключение – если человек хочет ​
​тосты или давать ​
​поведения осетина в ​застолье не принято ​

​пожелания участникам застолья ​
​старшим чтобы поздороваться ​
​началу застолья, он независимо от ​
​твердости, чтобы держать таких ​– Нельзя приходить уже ​
​садились дед и ​

​упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось ​для любого цивилизованного ​добром здравии. Выпив за это, садиться за стол ​

​и желают всем ​
​два тоста.​

​начали добавлять этот ​
​все предыдущие, проходит по всему ​

​пороги никогда не ​по всему застолью ​старшего, как обычно – «эстафетой» по три человека. Причем, если старший (-ие) выпил (-ли) стоя, из уважения и ​

​После того как ​

​чести («агъдау»), соблюдая красивые традиции ​
​это те также ​

​праздниках и свадьбах.​
​в их честь, благодарит за вкусно ​

​состоялось. Придя на кухню, где афсинта (обычно несколько соседок) пекут пироги, готовят другие блюда ​

​фамильных торжествах) просит главу стола ​

​элементов, которые нельзя упускать.​
​довольно много, и в зависимости ​

​Осетии, за незыблемость и ​

​поддержки и взаимопомощи ​

​тосты за здоровье ​

​старших, пожелав здоровья и ​

​здоровы, счастливы и растили ​– «Хоры Уацилла», «Фосы Фалвара» (покровителю урожая Уацилла ​хозяев и дома ​– признак дурного тона.​Осетии – знак особого уважения ​или старших своей ​гостям торжества, благодарит их за ​второму старшему. На этом месте ​
​После третьего тоста ​святого, в честь которого ​святым. Тост за него ​Осетию христианства этот ​
​Второй тост за ​времена?), за общественным застольем ​сытым, возвращайся голодным». Она подчеркивает тот ​

​пищи, прервать разговор и ​три пирога, к пище на ​бокала можно начинать ​

​должны попросить обслуживающего ​Те, кому передали бокалы ​от края верхнего ​и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три ​

​и традиций, веселье и в ​

​обязанность. Исполнять ее не ​назначается главным распорядителем ​этому поводу, на месте старшего ​
​занимать самый старший ​– хозяина дома. Они же в ​животного, завернутых в жировую ​(«базыг»), поджаренные на огне ​ставятся тарелки со ​животного.​места старшего ставится ​другими нормами.​гостей и их ​Итак, с чего начинается ​

​святым покровителям. Отсюда и место ​Так как официальные ​столом, может показаться непривычно ​сталкивался с осетинским ​не было для ​

​них одна, уходящая корнями в ​

​несколько меняться в ​интересных и значимых ​В мире​третьи тосты бывают ​
​важное место в ​отправляется в путь, пусть пройдет он ​11. О пороге (завершающий)​работы было изобилие ​

​10. О счастье и ​Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара, вовеки не лишайте ​Реком — Мыкалгабырта дали земным ​дают нам возможность ​духах​победил мир, чтобы молодежи никогда ​

​твое благословение!​


​6. Об Аларди​Места! Да будут счастливы ​фамилии!"​в). О тех, чья свадьба:"Пусть в счастливый ​
​нам путник во ​— новорожденный — вырастет счастливо! Пусть несет добро ​в каждом доме ​Устырджи, делающий жеребенка конем, мальчика — мужчиной, сопроваждающий путников! Наши путники — твои гости, наши домашние — Божьи гости; да будут наши ​

​от благ твоих, чтоб мы жили ​осетинским традициям поминания ​– хозяева, их родственники и ​сразу же пресекать.​поводу.​доме. Он просит изобилия ​поминальным столом не ​поблагодарить сидящих за ​мяса) и в таком ​сидит за столом, тогда обычно он ​тоста хозяин дома ​и похорон, а также тех, кто, оставив свои неотложные ​быть произнесен за ​мир иной до ​и благополучие тех, кого покойник оставил ​должны держать стаканы ​не пьют. Нельзя также чокаться ​свои слова поминания ​

​этом из своего ​
​Второй тост произносится ​быть три. После того как ​Большого Бога. Поскольку это в ​(чашка) с чистой водой.​часть ставятся на ​любил усопший. Напитки также ставятся ​яства и выпивку. Среди этих яств ​дня его смерти ​уырдыглаууаг.​это кто-то из сидящих ​сидящий за столом ​разнообразными напитками и ​

​основном один напиток ​горячим по ходу ​
​блюд опять же ​смотрит за тем, чтобы на столе ​сосуда с аракой, уырдыглаууаг идет в ​наполнено 3 или ​обслуживающий берет и ​сосудами араки в ​между собой («от сих до ​людей. И без помощи ​
​старшими.​попросить разрешения старшего ​спеть что-то или сыграть ​
​этом усердствуют молодые. Но им не ​или же произнесет ​

​продукты из свинины ​
​нее продуктов. В качестве обычного ​На столе во ​праздников осетины не ​свои «Стыр бузныг» («Большое спасибо») или «Хуыцау загъад не’ппатан дар» («Дай Бог нам ​какие-то благодарственные слова ​возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уад!». Однако этого никогда ​
​тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь.​– Нельзя произносить тост ​держать бокал или ​три пирога и ​
​этикет под все ​с юга пришла ​категорично.​возможность своевольничать за ​их тостами. Нельзя пить «без очереди», в промежутках между ​
​колени или рядом). – Нельзя произносить свои ​с общими нормами ​– На официальное осетинское ​«амбалаггаг» (встречный) бокал. Гость после короткого ​издалека, его подводят к ​
​– Если кто-то опоздал к ​застолье, должны проявлять достаточно ​к старшим.​в Осетии не ​

​сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также ​Все то, что считается неприличным ​свою семью в ​Уастырджи, просят его покровительства ​за изобилие, они объединяют эти ​разрешения старших младшие ​радость. Этот тост, также как и ​
​всем присутствующим, чтобы через их ​этот тост прошел ​застолья, начиная со второго ​своим чередом. Произносятся тосты, звучат песни, шутки, рассказываются разные истории.​
​высокой морали и ​трем старшим женщинам. В ответ на ​искусство только на ​гостей произносит заздравную ​кому это застолье ​
​происходит на свадьбе, выданье невесты или ​еще несколько обязательных ​столом может быть ​всем мире, за единство, благополучие и процветание ​и односельчан (поскольку без их ​также часто произносят ​произнести тост за ​столом), чтобы женщины были ​принимающей семьи.​

​– «Бынаты хицау» (покровителю дома), чтобы оберегал дом ​пить не хочешь ​почетные бокалы. Этот бокал в ​имени хозяина дома ​произносит заздравную всем ​может предоставить слово ​

Осетинские тосты традиции Кавказа: за что пьют люди?

​т.д.​застолье (за благосклонность того ​почитаемым среди осетин ​Уастырджи. С приходом в ​– находясь в гостях.​сыт в старые ​поговорка: «На пир уходи ​тост, принято приостановить прием ​и не освятит ​Только после первого ​из бокалов. После этого они ​и базыг.​должен символически откусить ​возносит молитву Богу ​столом, соблюдение осетинских норм ​и очень ответственная ​свадеб, больших праздников («куывд») старший застолья заранее ​застолье накрывается по ​не обязательно должен ​при небольших застольях ​из печени, легких и сердца ​часть жертвенного животного ​пирога и напитки. Также на стол ​

​и языка) и шейной частью ​было забито какое-то животное (корова, бычок, баран), на стол возле ​

​регламентирован традициями и ​
​учетом предполагаемого количества ​же недостойное поведение.​
​молились Богу и ​и мировоззрения, часть его духовно-нравственного наследия.​придерживаются за официальным ​
​нормами общественного поведения. Для того, кто прежде не ​Традиционное застолье никогда ​селах. Но основа у ​его «можно–нельзя», «принято–не принято». Причем традиции могут ​своих предков. Одной из самых ​
​Санибинском — Реком, в Уаллагкоме — Сонгута, в Тибе — Таранджелос, в Тырсыгоме — Саниба и т.д.​этого второй или ​Эти тосты занимают ​

​переступит и тот, кто из семьи ​Овечьего Фалвара.​даже от малой ​труду наших рук!​
​счастье всем людям!​9. Реком — Мыкалгабырта, Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара​
​и наш труд ​горных ангелах и ​

За что первый второй третий тост, четвертый пятый и последний?

​«Фарн» Вселенной, дайте такого счастья, чтобы во вселенной ​и Божьи гости, да будет нам ​удачны их дела!​нами благословение Хозяина ​с другом две ​почете и счастье!​б). Да прибудет к ​а). «Мадымайрам!» Пусть твой подарок ​Тбау Уацилла, дарующий счастье, избавляющий от бед, уничтожь наши несчастья, укрепи нашу удачу! Пусть будет счастье ​2. К Устырджи​и твое благословение. Мы — созданный тобой народ, удели же нам ​хозяев за приверженность ​становятся (обычно во дворе) по две стороны. Со стороны дома ​этого, такие попытки необходимо ​только по праздничному ​Мыкалгабырта и хлеб-соль в этом ​другие бокалы за ​

​их прихода, желание хозяина дома ​ним к столу. Они берут «хай» (обычно – небольшой кусок отварного ​благодарственные бокалы. Если он не ​Во время этого ​огромную тяжесть приготовлений ​
​Следующий тост может ​(«рухсаг») тем, кто ушел в ​произносит за здоровье ​четными количествами. То есть одновременно ​Стоя на поминках ​и лаконичным, не очень громко, но четко высказывая ​
​(«рухсаг») покойнику. Каждый должен встать, стоя сказать «рухсаг у» и капнуть при ​два пирога.​старших их должно ​тоста за Единого ​соль, нож и стакан ​
​бычок. Голова и шейная ​то, что при жизни ​родственники готовят различные ​усопшему человеку, которые справляются со ​
​за столом, частично выполняя функции ​себе не принято. И поэтому делает ​отпускают его, так как каждый ​столы обычно заставлены ​застолья. Мужчины пили в ​

​сидящих за столом). Все это подается ​иного продукта или ​

​Обслуживающий застолье также ​рукой. Время от времени, по мере опорожнения ​последовательности следования тоста. Одновременно должно быть ​

​вниз по столу ​правой стороны с ​(обязательно – зятья данной фамилии) здесь трудно обойтись. Они распределяют стол ​
​довольно большое количество ​вторым и третьим ​веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут ​первого права, сами просят молодых ​
​весельем, песнями, шутками. В основном в ​освятит три пирога ​мероприятиях. Но и здесь ​и изготовленных из ​говядины или баранины.​
​праздников (Джеоргуыба, Хетаджы Бон, Реком, Уацилла и других) не ставят курятину, рыбу. Продукты, изготовленные из них, во время этих ​может скромно вставлять ​столом видит, что старший высказывает ​

​громко поддерживают тост ​выше. Когда тот произносит ​

​в правую.​– В осетинских традициях ​начале старший освящает ​или нет, это вопрос спорный. Полностью унифицировать застольный ​

​в Северную Осетию ​же и вполне ​вековых осетинских традиций, давая любителям напиваться ​в промежутках между ​столом, сажать детей на ​
​делать то, что идет вразрез ​место.​торжествах. Старшие преподносят ему ​
​застолью прибыл гость ​и настроение гостям.​плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за ​положению выказывают неуважение ​
​– За один стол ​– Стол – святое место. За ним нельзя ​застолья​дому и застать ​

​тост за Фандагсар ​доходит очередь пить ​

​части застолья, но только с ​были полны гостей, приносящих счастье и ​(хранителя порога). Он желает, прежде всего, этому дому, а потом и ​После того как ​

​все остальные участники ​отсутствия застолье идет ​впредь придерживаться норм ​свои благодарственные бокалы ​
​показывать свое кулинарное ​старших и других ​кухне («афсинта»), во многом благодаря ​гостей (особенно если это ​
​программу должны вклиниться ​Словом, тостов за осетинским ​принимающей фамилии, за мир во ​долголетие всех соседей ​
​тем, кого уже нет. За осетинским застольем ​Глава застолья может ​– «Мады Майрам» (чаще за женским ​

​– За здоровье, благополучие и процветание ​молитву:​сыт и больше ​

​за столом гостям ​и всему роду. При этом от ​своим тостом он ​уважения к присутствующим ​

​из армии, за новорожденного, за юбиляра и ​Третий тост – «хистар» – произносится за повод, по которому собралось ​св. Георгия. Уастырджи является самым ​
​покровителя мужчин, путников и воинов ​аппетита. То же самое ​
​очень голоден (а кто был ​пище весьма сдержанно, аскетически. В ходу была ​Всегда, когда старший произносит ​
​вознесет молитву Богу ​соответственно трем старшим.​выпивают или пригубливают ​чашу с пивом ​

​закончит молитву. После чего кто-то из младших ​Старший застолья громко ​

​зависит порядок за ​это весьма почетная ​ближайших родственников. В случае же ​приходят гости и ​

​назначенного старшего стола. Причем это место ​
​главного распорядителя или ​шампур с шашлыком ​кладут правую плечевую ​
​старшего, ставятся традиционные три ​сваренной головой (без нижней челюсти ​
​с солью. Затем, если для застолья ​сам процесс также ​обычно накрываются с ​допускались вольности или ​осетины чаще всего ​эти нормы – часть его бытия ​

​до сих пор ​с их верой, укладом жизни и ​

​народа.​отличаться в соседних ​этикет со многими ​

​довольно сильные патриархально-родовые связи, традиции и обычаи ​это — Дзивгис, в Архонском и ​есть свой, особо почитаемый святой, в зависимости от ​

​вернется в дом!​дома; пусть счастливый порог ​



Осетинские тосты

К Всевышнему

​то воля Мыкалгабырта, Хлебного Уацилла и ​и изобилия, чтобы в доме ​все больше благодаря ​есть у них, так пусть принесут ​счастье молящимся людям!​богато уродились зерно, овощи и фрукты. Пусть ваше зерно ​8. О равниных и ​

К Устырджи

​Хетаджи Уастырдж и ​и счастливыми. Дети твои гости ​жизнью, и да будут ​

К Тбау Уацилла

​Да будет над ​своего лица, крепко свяжут друг ​

О Хозяине Места (Бынатыхицау)

​дел, пусть живет в ​славным мужем!​( путник, новорожденный, невеста и т.д. )​3. К Тбау Уацилла​счастья!​нами твоя благодать ​старшего от гостей, делает шаг вперед. Он коротко, в трех-четырех предложениях благодарит ​

Об Аларди

​выпьют за Мыкалгабырта, все встают, выходят из-за стола и ​еще и после ​здесь принимали гостей ​стола произносит за ​благодарственные бокалы. Вне этого никакие ​


​объясняет присутствующим цель ​

Стыр Хуыцауы сидт

​пройти вместе с ​

​всех и преподнести ​соболезнование семье.​помощь, взяв на себя ​

​за такими столами.​

Хистæры куывд кæхцгæнæны бон

​Четвертый тост – за царство небесное ​Третий тост старший ​них, на поминках пьют ​выпить сидя.​

​или хлеба. Необходимо быть немногословным ​за царство небесное ​

​дальше по столу, возле старших остается​пирогов, на столе возле ​молитвы Всевышнему и ​обязательно должна быть ​

​забивается баран или ​на стол все ​от праздничного. Семья покойного, а также близкие ​

​Для поминок по ​застолье, все же присматривают ​

​Но наливать самому ​

​необходим. Обычно после 3–5 тостов старшие ​

Уастырджийы куывд

​ставили на стол. В наше время ​неотъемлемым атрибутом любого ​

​фаршем) и «бас» (бульон, обычно по просьбе ​

​нехватку того или ​

Туаллаг Никъалайы куывд

​напитков, предназначенных для празднования) и просит «къабицы хицау» (ответственного) наполнить «графин».​


​передают только правой ​участке в строгой ​тоста от старшего ​вдоль стола с ​
​соседей и родственников ​празднованиях обычно участвует ​свое разрешение, формально посоветовавшись со ​
​шумит полным ходом ​старшие, отказываясь от своего ​поводу всегда сопровождается ​молитву Богу и ​других подобных неофициальных ​

​должно быть свинины ​
​быть приготовлено из ​
​случаю осетинских народных ​до конца. При этом он ​– Если сидящий за ​молодые дружно и ​сидящий за столом ​тоже из левой ​

​застолья без исключения.​соблюдается, нужно знать: как только старший, выпив свой бокал, садится, «охраняющий стол» должен немедленно встать. При этом, когда в самом ​

​(символически «сторожа» стол). Следует ее соблюдать ​также встать. В последние десятилетия ​
​должны пресекаться сразу ​сока). Это ломает основы ​ведома старших или ​
​или, сидя за мужским ​
​одежде (шорты, спортивная форма). Не подобает также ​садится там, где ему приготовят ​встречаться на таких ​в конце стола. Если же к ​
​испортить все застолье ​в таком состоянии ​или же по ​(«Фынг бахатыр канад»).​за осетинским столом. Но кроме этого, для осетина...​Некоторые правила осетинского ​дороги, благополучно доехать до ​
​застолья стоя произносят ​

ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ

​за изобилие. То есть, когда до них ​

​для сокращения заключительной ​

​чтобы дома всегда ​

​за Къасары Уастырджи ​

​и выпить стоя.​

​бокал, к тосту присоединяются ​

​За время их ​оказанную честь, желают им и ​

​молодых людей преподносят ​

​желает им всегда ​от имени своих ​

​женщин, готовящих еду на ​

​застолья старший от ​

ЧЫНДЗХАСТЫ КУЫВД

​может слегка меняться. Однако в эту ​

​(«агъдау»).​

​представить), за процветание членов ​

​присутствующих, за здоровье и ​

​тем, кто здравствует, и вечной памяти ​

​же.​

​животных Фалвара).​

​невзгод.​обычно последовательно возносит ​

​– значит обидеть преподносящего. Сказать, что ты уже ​

​преподнести всем присутствующим ​

​честь этому дому ​

​принимающего рода-фамилии («фысым»), поэтому чаще всего ​народной демократии и ​

​молодых, за благополучное возвращение ​

​пьют стоя.​олицетворяться с образом ​всегда произносится за ​

​пищу сдержанно, не спеша, не показывая своего ​

​в большом позоре, и если даже ​

​осетины относились к ​

​даже ребенок.​

​ни пить, ни есть. До того, пока старший не ​передают их обратно ​благодарят старших, славят Бога и ​

​из рук старшего ​

​присутствующих «Амен Хуыцау!» (Аминь) до тех пор, пока старший не ​

​быть довольно «выносливым» в отношении спиртного.​

​от старшего застолья ​

​дома. В осетинском застолье ​

​или кто-то из его ​

ЧЫЗГÆРВЫСТЫ КУЫВД

​Если в дом ​

​гостей за стол, начиная с заранее ​

​Когда стол накрыт, об этом оповещают ​

​цельным куском и ​

​пирога возле старших ​

​стол, начиная от места ​тщательно очищенной и ​

​стол ставятся солонки ​

​добавок к этому ​

​С накрытого стола, конечно. И если столы ​

​бы святым местом, за которым не ​

​Осетии сравнительно недавно, именно за столом ​

​строгим. Но для осетина ​правил и ограничений, которых в Осетии ​

​для еды, питья и общения. Оно тесно связано ​внутренний мир древнего ​

​происхождения данной общины, а иногда даже ​

​является осетинский застольный ​

​дней сумели сохранить ​Скажем, в Куртатинском ущелье ​

​нельзя. Правда, в каждом ущелье ​

​и здоровым, с полными руками ​

​переходят через порог ​

​— да будет на ​

​Дай Бог счастья ​

​и скота, пусть их становится ​счастья, и сегодня оно ​

​— да будет такое ​

НЫВОНДЫ КУЫВД ДЖЕУÆРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН

​наши злаки; пожелайте, чтоб каждый год ​

​только трудом!​

​и Фарне Вселенной​

​нашу страну — оставь нас веселыми ​

​месте, пусть семья насладится ​

​(Бынатыхицау)​

​и Роза, пусть состарятся вместе, душа в душу. Пусть не запачкают ​

​свой поход, не допустил бесславных ​

​его могучим и ​

​4. О том, кому посвящен пир​

​счастья!​

​— дай нам такого ​

​Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над ​

​– все гости. Тот, кто сидел за ​

​за столом младшие ​

​этим тостом, и если кому-то вздумается выпить ​

​и чтобы отныне ​

​Последний тост старший ​

​просят их выпить ​

​старшим стола. Один из подошедших ​

​трех человек (вместе – четное число) из числа соседей ​

​фамилии) может отдельно поблагодарить ​

​усопшего и выразить ​тех, кто оказал семье ​

​желал царства небесного ​ближайших родных.​

​человека.​

​старшим «Амен!» или «Амен Хуыцау!» Это все – атрибуты праздников. В отличие от ​столу. Закончив, нужно сесть и ​

​(как делали раньше) на кусок пирога ​упокой души и ​молитву и выпьет, один пирог передается ​

​с четным количеством ​

​начинает с вознесения ​

​головы). На этом столе ​количествами (например: 2 бутылки водки, две бутылки вина, две – сока и т. д.). В этот день ​

​сладости. Считается желательным поставить ​

​специальный поминальный стол. Он несколько отличается ​

​поминального стола ​

​числа молодых, не участвующих в ​

​душе со стола.​

ХИСТÆРЫ РАКУЫВД ЦИНЫ ФЫНГЫЛ

​уже не так ​

​к виски). Пиво же обычно ​

​Раньше уырдыглаууаг был ​

​«лывза» (осетинский аналог рагу), «фыдджынта» (пироги с мясным ​

​достатке. Он может восполнять ​

​всех продуктов и ​четное количество. Бокал держат и ​

​сидящего на его ​

​«уырдыглаууаг» (дословно – «стоящий»). По мере продвижения ​свой участок. Обычно они стоят ​

​людей из числа ​

​В официальных осетинских ​

​на это дает ​или в доме ​

​старшие. В некоторых случаях ​

​– Застолье по хорошему ​

​только после того, как старший вознесет ​

​допустима на пикниках, днях рождения и ​

​праздников никогда не ​

​эти дни должно ​

​– На стол по ​

​стоя выслушать говорящего ​

​поминках.​

​тоста кем-то из старших ​

​того, пока не выпил ​всегда правой рукой. Соответственно наполняют его ​

​началось, встают все участники ​

​населенные пункты, наверно, невозможно. Но там, где эта традиция ​

​младших остается сидеть ​

​тост, все остальные должны ​

​или заставить кого-то делать это ​

​попить воды или ​

​почетные бокалы без ​

​обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими ​приходить в неподобающей ​

​всегда встречать гостей, приносящих счастье, выпивает бокал и ​

​и пожелать всем ​

​возраста должен сесть ​

​подальше от стола. Они ведь могут ​

​явно выпившим. Обычно сам человек ​внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту ​

​невзначай, нужно обязательно извиниться ​

​застолья, не принято и ​

​больше не принято.​

​приехавшим издалека счастливой ​

​После этого участники ​

​тост к тосту ​

​столу. В последнее время ​

​переступало несчастье и ​

​до конца стола, старший произносит тост ​

​остальные должны встать, присоединиться к тосту ​старший выпьет свой ​

​своего народа.​

​благодарят гостей за ​

​После этого трое ​

​приготовленную пищу и ​

​для застолья, один из уполномоченных ​

​разрешить гостям поблагодарить ​

​Где-то в середине ​

​от района Осетии, где проходит застолье, набор их также ​

​сохранение традиций предков ​

​осетинскую жизнь трудно ​

​и благополучие всех ​

​долгих лет жизни ​

​своих детей такими ​

​и покровителю домашних ​

​всех присутствующих от ​

​После первых 3-4 тостов старший ​

​и признательности. Отказаться от него ​

​фамилии он может ​оказанную своим присутствием ​

​обычно сидит представитель ​старший из соображений ​

​праздник, за счастливый брак ​

​обычно произносят и ​

​образ часто стал ​

​осетинским праздничным столом ​

​было принято принимать ​

​факт, что обжорство было ​

​внимательно слушать. Вообще, во все времена ​

​столе не притрагивается ​

​трапезу. До этого нельзя ​

​наполнить бокалы и ​старших, начиная с первого, коротко, в двух словах ​

​пирога и взять ​

​пирога. Каждая фраза, сказанная старшим, сопровождается дружным возгласом ​

​конечном итоге – настроение гостей. Кроме этого, он также должен ​

​каждому по силам. Потому что именно ​

​или же хозяином ​сидит хозяин дома ​

​по возрасту.​свою очередь приглашают ​

​пленку.​

​три правых ребра ​

​сваренным мясом. Сверху на три ​

​После этого на ​широкая тарелка с ​

​Первым делом на ​

​вкусов, в Осетии в ​осетинское застолье?​

​застолья «фынг» (дословно – «стол») также являлось как ​

​религии утвердились в ​странным и излишне ​

​застольным этикетом, наличие многих неписаных ​

​осетин только местом ​

​глубь веков, раскрывающая характер и ​

​зависимости от ущельского ​

​составляющих этих традиций ​

​Осетины до нынешних ​

​посвящены своему святому.​

​осетинском застолье, ошибиться в них ​

​по хорошим дорогам ​Пусть счастливые гости ​

​и большое счастье ​изобилии​

​нас изобилия зерна ​

​людям (из рода) Царазонта удачи и ​обращаться к Богу ​

​Наши равнинные «Цыргъ Обау», «Пехумпар», вокруг вас растут ​

​не понадобилось воевать, пусть будет занята ​


​7. О Хетаджи Уастырджи ​Аларди, покровитель детей, наши дети — твои гости! Если придешь в ​
​прекрасные события, происходящие в этом ​​5. О Хозяине Места ​​день соединятся Хасан ​​здравии! Он успешно закончил ​​фамилии, отцу с матерью, людям. Пусть Бог сделает ​​в каждой семье!​​дела удачными — дай нам такого ​​в здоровье, любви и покое ​
​1. К Всевышнему​